В Санкт-Петербурге на воду спущен атомный ледокол «Урал»
Его длина более 170 метров, а ширина 34. С такими габаритами и уникальной возможностью хода он может проводить караваны крупных судов в тяжелых арктических условиях круглый год. Это особенно важно для регулярных поставок сжиженного природного газа с российского полярного побережья на внутренний и зарубежный рынок и северного завоза, а еще это гигантский транзитный коридор Юго-Восточная Азия-Европа.
Очередное мощное пополнение в ледокольном флоте здесь, на Балтийском заводе скромно называют «проект четыре двойки ноль», но в зарубежной прессе его уже громко окрестили арктическим кулаком России. И этот гигантский кулак сжимали, в том числе, женщины-инженеры.
«Берег очень близко, если в Индии или в Европе спускают непосредственно в море, мы спускаем в реку, сбрасываем якоря и останавливаем судно, здесь у нас в Неве – это тоже расчетная работа», – говорит Валерия Дитковская, начальник отдела общепроектовых и спусковых работ Балтийского завода.
Строгий математический расчет не только на спуске. Все детали ледокола изготавливали в заводских цехах, но собирали прямо здесь, на стапеле. Словно конструктор один отсек за другим. Два предыдущих атомохода этого же проекта «Арктику» и «Сибирь» на воду спускали, что называется, налегке, но «Урал» получился на семь тысяч тонн тяжелее.
«Практически вся Россия была задействована в изготовлении и проектировании деталей для этого ледокола от западной части до Дальнего Востока. Например, реакторные установки собраны и спроектированы в Нижнем Новгороде, основное жизненно важное оборудование – электроэнергетическая система ледокола, реакторные установки, системы электродвижения – это все нашего производства», – рассказывает Вадим Ивлев, главный конструктор серийных универсальных атомных ледоколов проекта.
Длина, как полтора футбольных поля, высота – почти двадцатиэтажный дом. Энергии даже одного их двух реакторов хватило бы на целый город с населением в 100 тысяч человек. Возвращаться в порт судно будет только за продовольствием, топлива хватит на семь лет плавания. А с помощью специальной балластной системы «Урал» меняет осадку, а значит, сможет заходить и в устья рек. Все три ледокола нового поколения будут проводить караваны судов с арктических месторождений.
Только по итогам прошлого года объем перевозок по Северному морскому пути достиг 20 миллионов тонн груза, новые ледоколы позволят увеличить объемы вчетверо. И уже решено: серия атомоходов этого проекта будет продолжена, еще два построят здесь же, в Петербурге. На торжественной церемонии сегодня присутствовали вице-премьер Юрий Борисов, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, президент объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов и временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов. «Крестной мамой» ледокола стала глава Центробанка Эльвира Набиуллина: «Для меня огромная честь быть вместе с вами сегодня и разделить радость праздника. Быть крестной матерью ледокола "Урал", такого красавца. Атомный флот – это поистине гордость нашей страны. Очень отрадно видеть, что мы здесь не сдаем позиции, мы развиваемся, строим новые корабли».
На торжественный спуск собрался, кажется, весь Балтийский завод. Ради момента, которого ждали еще с закладки в 2016 году. И чтобы первое касание с водой прошло, как по маслу, по старой петровской традиции судостроители смазали стапельные дорожки жиром. Специальные задерживающие устройства срезали уже под проливным дождем. Последний, как счастливая примета, «Урал» в родную стихию уходил уверенно и стремительно.
Уже совсем скоро с помощью буксиров ледоход отведут в сторону специальной достроечной набережной. Она находится неподалеку, но идти ледокол будет очень медленно и осторожно. Процедура займет не меньше двух часов. Уже там, на месте на «Урале» установят оборудование, его еще ждут ходовые и ледовые испытания. В состав ледокольного флота России атомоход войдет через три года.