Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 марта 2019, 12:15

Спектакль «Рождение Сталина» вызвал массу споров еще до премьеры

Тему, которая до сих пор раскалывает российское общество, поднял в Санкт-Петербурге Александринский театр. Режиссер поставил задачу показать, как рождается вождь и одновременно неизбежно исчезает человек. Это и историческое, в основу постановки легли архивные документы, литературные произведения, и психологическое исследование. 

Он писал лирические стихи, искал любви и сражался с несправедливостью. Искренне желал счастья и правды для всех. Это все о нем – об Иосифе Джугашвили. О Сталине.

«И как вот эта благая идея постепенно переворачивается и трансформируется в то, что все возможно для достижения идеи? Вот как. Бог уходит из человека, когда все – я становлюсь богом, я – могу, я – решаю», – рассказывает художественный руководитель Александринского театра, режиссер спектакля Валерий Фокин.

О Сталине написано много. Но парадокс – до сих пор мало известно о юном Джугашвили. Даже дата рождения вызывает сомнения. А некоторые исследователи подозревают, что он был агентом царской охранки – мол, слишком часто и успешно сбегал из ссылки. Валерий Фокин, автор постановки, использует архивные документы, воспоминания соратников, стихи, сочиненные Иосифом Джугашвили на грузинском языке и даже его любимую музыку.

Литературная основа спектакля – пьеса Булгакова «Батум». Писатель создал ее в 1939 году к шестидесятилетию вождя. Уже планировалась постановка во МХАТе. Но Сталин запретил. Вождь представал в образе юного семинариста, которого выгоняют из духовного училища за призывы к революции. Далее ограбление почтового поезда, восстание в Батуми, ссылка. На одной из рукописей его собственноручная правка – «про вождя не надо», потому что у диктатора нет, не могло быть и в юности ни ошибок, ни сомнений, ни слабостей. 

«Здесь нет оценок – хорошо или плохо. И режиссер не ставил такую задачу, он понимал, что материал, в который он бросает весь театр, это такая фигура, вокруг которой будет всегда идти спор», – рассказывает актер, исполнитель роли Иосифа Джугашвили Владимир Кошевой.

Группа Джугашвили идет на ограбление, чтобы добыть деньги на революцию, но при этом погибает двадцать шесть полицейских, и без зарплаты остаются сотни рабочих. Он убегает из ссылки, и под арест идет невинный человек. Вот он, извечный конфликт цели, казалось бы, благородной, и средств ее достижения, нередко кровавых.

«Монстра рождает человеческая природа. Люди ведь каким-то образом становятся подвластными ему. Как в свое время говорил Горький: в каждом человеке есть пружинка, нажав на которую можно сманипулировать этим человеком. О выявлении этой пружинки, которая рождает "сталиных", идет речь», – комментирует Александр Чепуров, заместитель художественного руководителя Александринского театра.

Работа над спектаклем шла почти три года. Валерий Фокин планировал выпустить его еще в позапрошлом году к столетию революции. Но признается: тема сложная, даже взрывоопасная – выверять пришлось каждую фразу. Спектакль не оправдывает Сталина. Он призывает только задуматься и разобраться в себе.  

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей