Спектакль «Рождение Сталина» вызвал массу споров еще до премьеры
Тему, которая до сих пор раскалывает российское общество, поднял в Санкт-Петербурге Александринский театр. Режиссер поставил задачу показать, как рождается вождь и одновременно неизбежно исчезает человек. Это и историческое, в основу постановки легли архивные документы, литературные произведения, и психологическое исследование.
Он писал лирические стихи, искал любви и сражался с несправедливостью. Искренне желал счастья и правды для всех. Это все о нем – об Иосифе Джугашвили. О Сталине.
«И как вот эта благая идея постепенно переворачивается и трансформируется в то, что все возможно для достижения идеи? Вот как. Бог уходит из человека, когда все – я становлюсь богом, я – могу, я – решаю», – рассказывает художественный руководитель Александринского театра, режиссер спектакля Валерий Фокин.
О Сталине написано много. Но парадокс – до сих пор мало известно о юном Джугашвили. Даже дата рождения вызывает сомнения. А некоторые исследователи подозревают, что он был агентом царской охранки – мол, слишком часто и успешно сбегал из ссылки. Валерий Фокин, автор постановки, использует архивные документы, воспоминания соратников, стихи, сочиненные Иосифом Джугашвили на грузинском языке и даже его любимую музыку.
Литературная основа спектакля – пьеса Булгакова «Батум». Писатель создал ее в 1939 году к шестидесятилетию вождя. Уже планировалась постановка во МХАТе. Но Сталин запретил. Вождь представал в образе юного семинариста, которого выгоняют из духовного училища за призывы к революции. Далее ограбление почтового поезда, восстание в Батуми, ссылка. На одной из рукописей его собственноручная правка – «про вождя не надо», потому что у диктатора нет, не могло быть и в юности ни ошибок, ни сомнений, ни слабостей.
«Здесь нет оценок – хорошо или плохо. И режиссер не ставил такую задачу, он понимал, что материал, в который он бросает весь театр, это такая фигура, вокруг которой будет всегда идти спор», – рассказывает актер, исполнитель роли Иосифа Джугашвили Владимир Кошевой.
Группа Джугашвили идет на ограбление, чтобы добыть деньги на революцию, но при этом погибает двадцать шесть полицейских, и без зарплаты остаются сотни рабочих. Он убегает из ссылки, и под арест идет невинный человек. Вот он, извечный конфликт цели, казалось бы, благородной, и средств ее достижения, нередко кровавых.
«Монстра рождает человеческая природа. Люди ведь каким-то образом становятся подвластными ему. Как в свое время говорил Горький: в каждом человеке есть пружинка, нажав на которую можно сманипулировать этим человеком. О выявлении этой пружинки, которая рождает "сталиных", идет речь», – комментирует Александр Чепуров, заместитель художественного руководителя Александринского театра.
Работа над спектаклем шла почти три года. Валерий Фокин планировал выпустить его еще в позапрошлом году к столетию революции. Но признается: тема сложная, даже взрывоопасная – выверять пришлось каждую фразу. Спектакль не оправдывает Сталина. Он призывает только задуматься и разобраться в себе.