Прошел ровно год после инцидента в Солсбери
Сегодня, по версии британских властей, исполняется год со дня отравления экс-полковника ГРУ Скрипаля и его дочери, в котором Лондон без доказательств обвинил нашу страну. Как это произошло, до сих пор так и не ясно. На это обратила внимание представитель нашего МИД Мария Захарова. Она напомнила, Москва ведет собственное расследование и не собирается спускать дело на тормозах. Захарова подчеркнула: если бы у британцев были хоть какие-то доказательства, они бы их предъявили.
Впрочем, местной прессе они не нужны: в канун годовщины газеты выходят с новыми голословными обвинениями.
Это единственный друг Сергея Скрипаля в Солсбери. Росс Кессади избегает журналистов и не хочет говорить об отравлении. Он лишь раз дал интервью британской прессе. Несмотря на всю антироссийскую истерию, он не изменил своего отношения к нашей стране. Кессади не согласен с теми, кто утверждает, что к русским в Солсбери теперь относятся плохо: «Нет, нет, это все чушь! И я тоже нормально отношусь к русским».
Где это случилось, показывает Хенри Фарм. Его палатка стоит там, где ровно год назад нашли Сергея и Юлию Скрипалей. Но продавца морепродуктов это не смущает. Он смотрит на все с присущим англичанам юмором: «На самом деле никто не знает, где они, что с ними! Они просто исчезли. Государство, большие начальники не говорят всего, что знают».
Дом Скрипаля – единственное место, которое еще напоминает о случившемся. Военные закончили его дезинфекцию лишь в пятницу. Сначала дом хотели снести, мол, внутри все отравлено. Но здание все же оставили и теперь решают, что в нем будет. В интернете сразу же предложили открыть здесь музей, и тогда это будет вторая достопримечательность в городе после собора. Но скорее всего дом просто продадут, и в нем будут жить новые хозяева.
В Солсбери многие хотят только одного: забыть все и жить дальше. Однако, просто перевернуть страницу невозможно, говорят в нашем посольстве. Британия начала целую антироссийскую кампанию по всему миру. По инициативе Лондона и при активной поддержке Вашингтона были введены санкции против России, двадцать восемь стран выслали 150 наших дипломатов. И градус русофобии лишь нарастает. Сначала в местной прессе написали, что половина русских, проживающих в Лондоне, работает на спецслужбы России. А вчера The Mail on Sunday шпионом назвала нашего посла, Александра Яковенко. Его якобы выслали за шпионаж из Нью-Йорка, а потом и наградили за это медалью. Это ложь, заявили в нашем МИД. Яковенко уехал из США, потому что командировка закончилась. А медаль вручили за переговоры по запуску Международной космической станции. Посольство России требует извинений. «Прозвучало большое количество разных заявлений на официальном уровне, причем совершенно бездоказательных. Британская сторона отказывается с нами общаться по этому вопросу. Британцы после года так называемого расследования так ничего и не представили общественности», – прокомментировал посол Александр Яковенко.
Проанализировав все факты, наше посольство опубликовало доклад под названием «Вопросы без ответов». Главный – где Сергей Скрипаль и что с ним? Дипломаты обращают внимание и на странные совпадения. Например, как так получилось, что первую помощь Скрипалям оказала бывшая главная медсестра министерства обороны Британии Элисон Маккорт. Кстати, в 2015 году она получила медаль за борьбу со смертельным вирусом Эбола в Африке.
«Вот эта причастность ГРУ и Кремля к отравлению Скрипаля – это ложь, причем она такая большая, как и ложь про оружие массового поражения у Саддама Хусейна. Это то же самое», – считает писатель, историк разведки, бывший сотрудник КГБ Александр Васильев.
В отравлении Скрипалей полиция обвиняет россиян Петрова и Баширова. Основанием для этого стали кадры с камер наблюдения в Солсбери. О том, как вообще полиция вышла на так называемый русский след, рассказала сержант Трейси Холлоуэй. Год назад она была на месте, где нашли Скрипалей. Тогда полицейские вбили фамилию бывшего шпиона в поисковую систему Google: «Именно в этот момент мы получили связь с российской стороной. И в этот момент мы подумали, что это может быть нечто большее, чем то, что, как мы думали, может быть передозировкой наркотиков».
Учитывая, что в Королевстве во всем винят нашу страну, не стоит удивляться тому, что сын британки, погибшей якобы от отравления «новичком», за помощью в расследовании обращается к президенту России. Дон Стерджесс скончалась после того, как открыла флакон из-под духов, в котором, предположительно, и была отрава. Сын Дон Стерджесс признает, что власти Британии никак не помогают его семье, и юноша чувствует себя преданным своей страной. На это послание уже отреагировали в нашем посольстве. Дипломаты, в отличие от британских властей, предложили свою помощь и заявили, что готовы встретиться с молодым человеком.