Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Европейская демократия в том виде, в котором мы ее знали последние сто лет, может приказать долго жить. Хваленая «система сдержек и противовесов», позволявшая раз за разом воспроизводить власть действующих элит, накрывается «желтыми жилетами».
«Антисистемный популизм начал расти, как снежный ком после финансового кризиса 2008 года и миграционного кризиса 2015 года», — пишет британская The Guardian, демонстрируя наглядный график роста влияния ультралевых, ультраправых и прочих популистских партий. Согласно декабрьским опросам, антисистемные партии набирают от 30 до 40% в Германии и Франции. В Венгрии, Чехии, Греции они уже побеждали на выборах. В Италии лево-правая популистская коалиция пользуется поддержкой более 60% избирателей.
Вот как было хорошо еще недавно: идеальная система, абсорбирующая народный протест — принято называть «демократией» — когда у власти сменяются три-четыре, а в идеале просто две совершенно одинаковые партии, представляющие интересы одной и той же элиты. И никаких тебе протестных голосований! То есть они все протестные, но совершенно бессмысленные. Пока что антисистемные партии удавалось кое-как оттиснуть к обочине или загнать в системное стойло. Как в Греции и Италии.
Движение «желтых жилетов» во Франции возникло всего полтора месяца назад как протест против повышения налогов на топливо. Их массовые выступления сопровождаются столкновениями с полицией, поджогами автомобилей и погромами магазинов. На сегодня акции «желтых жилетов» зафиксированы в Бельгии, Польше, Черногории, Британии и даже Израиле. После отказа правительства Франции от повышения топливных налогов «желтые жилеты» расширили свои требования вплоть до свержения действующей власти, угрожая захватить Елисейский дворец.
10 декабря Макрон выступил с обращением к нации, в котором вместо ожидаемого объявления чрезвычайного положения с целью наведения порядка констатировал чрезвычайное социально-экономическое положение в стране и пообещал прибавку к пенсий и плюс сто евро к минимальной зарплате.
«Очень красивая речь. Но только я ему больше не верю. Нам нужны доказательства», — говорит протестующий.
Макрон слил. Теперь Макрону остается одно — сливаться дальше и до конца. Поскольку «жилетов» удовлетворить нельзя. Поскольку их требования в принципе неудовлетворяемы. Одно слово — популисты!
Нюанс первый. «Желтые жилеты» — это вам не протестное голосование! Это движение прямого действия! Против лома нет приема окромя другого лома! Нюанс второй. «Другого лома» нет, и не будет. А будет Макрон. И ничего покрепче «макронов» в нынешней Европе нет, и не предвидится. И сто евро не спасут отцов европейской демократии.
Однако, до свидания!