Новые гонения на священников канонической Украинской православной церкви
В православном сленге появился новый, очень емкий, на мой взгляд, термин — томосятина. Это процесс предоставления пресловутого томоса — документа об автокефалии украинской православной церкви со стороны Вселенского патриархата. Въедливые украинские сетевые ресурсы раскопали детали заседания Константинопольского синода и его решений по этому вопросу.
Не хочу никого утомлять разными узкоспециальными подробностями, но даже по нескольким ясно, что такое, собственно, томосятина. У новой так называемой автокефалии, именно так называемой, не будет патриарха, не будет права на важные церковные решения, зато будет право обращаться по этому поводу в Стамбул, не будет права канонизировать святых, зато такое право будет у Константинополя, и так далее. Это все и многое другое и составляет разницу между автокефалией и томосятиной. Выражаясь светски (прошу прощения за это у верующих, зато понятно), это как разница между отношениями между мужчиной и женщиной и… В общем, вы поняли.
Второе. Вещь, конечно, модная. Европейская даже вещь. Но, как бы это выразиться, не всем подходящая. Я бы на месте украинцев хорошо подумал. Несколько раз. Похоже, они и думают, несмотря на настойчивые попытки СБУ помочь принять решение. Но, очевидно, бывают вещи и пострашнее СБУ.
Если четыре года назад захваты храмов Московского патриархата считались проявлением гражданской позиции разного рода упырей в масках, застенчиво именуемых активистами, то сейчас это, похоже, становится государственной стратегией. И тоже не без масок. Так что находка режиссера украинского канала, совместившего, казалось бы, несовместимое, выглядит по-настоящему страшно. Что ни день, то новый обыск.
Матушка Мария как раз была дома с детьми, когда в дверь постучали сотрудники СБУ. Ее муж служит в храме Московского патриархата в Житомирской области и, видимо, представляет какую-то угрозу безопасности страны.
«Компьютер забрали, два поломанных телефона и флешки», — рассказала жена священнослужителя.
Искали в домах у священников, в зданиях Житомирской епархии — везде по одному и тому же делу.
«Инкриминируют изготовление и распространение литературы, которая способствует разжиганию межконфессиональной розни», — сообщил архимандрит Алексей (Овсянников), секретарь Житомирской епархии.
Интересно, что это за литература. Уж не священное ли писание, где о раскольниках и вероотступниках сказано: «Молитва его да будет во грех». Но вряд ли древние тексты интересуют сотрудников СБУ — украинские власти в своей борьбе с канонической церковью хоть и обратили взгляд в прошлое, но не такое уж далекое.
«Власть поступает, как в свое время Швондеры и Шариковы поступали чисто большевистскими методами. Приходят, занимаются описью имущества, отчуждают, пытаются смоделировать таким образом законодательство, чтобы поставить нашу церковь в разряд маргинальных структур», — говорит профессор кафедры богословия Киевской духовной академии и семинарии Виктор Чернышев.
Все это, вроде бы, пройдено сто лет назад — тогда большевики целенаправленно разрушали церковь и поражали духовенство в правах. Термин «лишенцы», кстати, оттуда. Теперь революционная фраза «кто не с нами, тот против нас» касается священнослужителей Московского патриархата. Они не просили никакой автокефалии, но эту независимость им пытаются навязать силой, а вместе с ними и миллионам прихожан.
«Эта такая бандитская логика, когда власть пытается указывать людям, в какую церковь ходить. Более того, она пытается создать саму церковь и конструировать ее, навязывать ей идеологический конвент и этот идеологический контент вливать в головы прихожан вместо веры в Бога — это то, в чем участвует сейчас Константинопольский патриарх», — сказал протоиерей Андрей Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.
Росчерком пера отменив решение 1686 года и даровав надежду на независимость несуществующей украинской церкви, Константинопольский патриарх Варфоломей теперь явно медлит. Объединительный собор, на котором должна быть создана новая структура, без иерархов канонической православной церкви будет просто насмешкой, а они участвовать в этом торжестве раскольников отказались.
Современные украинские революционеры нашли выход — заставить любой ценой. Ведь одно дело, увлажняя президентский взгляд, рассказывать о том, что вот-вот будет вожделенный томос, другое — смотреть в глаза реальности. А реальность в том, что вопреки чаяниям Петра Порошенко ни о томосе, ни тем более о самостоятельности говорить не приходится. Ведь даже писать устав новой церкви украинцам Константинополь не доверил.
«Если мы говорим о самостоятельной национальной украинской церкви, почему же она сама-то не написала для себя устав? Почему его нужно писать в Турции? Если мы собираемся предоставить автокефалию, пусть люди, которые будут самостоятельной церковью, сами и напишут. Что это, недоверие какое-то? Или это понимание того, что они не способны, что там некому писать?» — сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
Но, похоже, все, что укладывается в девиз «Подальше от Москвы», Украине подходит. Пусть зависимость от Константинополя, но главное — долой московских попов. И не важно, что все они такие же украинцы, как, впрочем, и те, кто приходит к ним в храмы. Миллионы людей, мнения которых никто и не думал спрашивать.
«Самое печальное — это может привести к разрушению единства вселенского православия (может быть, уже и привело), это приведет к разрушению Украины как целостного государства. Не дай Бог, еще война какая-нибудь на религиозной почве возникнет. Это печально», — говорит иеромонах Иоанн (Курмояров), преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии.
Вряд ли даже на Украине найдется хоть один человек в здравом уме, который пожелал бы такого развития событий. Но есть желания, а есть дела. Как сказано, по плодам их и узнаете их. Это если кто забыл.