Владимир Путин обсудил научный прогресс с президентским советом по науке и образованию
Как добиться научного рывка в России – когда деньги на эти цели распыляются без эффекта, а исследования тормозит уравниловка? Сегодня эти вопросы поставил Владимир Путин перед президентским советом по науке и образованию. Если не найти ответов, сказал он, это может значить: страна опоздала на поезд технологической революции.
Развитие науки для России – это ни много ни мало вопрос выживания страны. Эти слова президента, сказанные на встрече с учеными, прозвучали тревожно, но глава государства ничуть не драматизировал. В современном мире наука и высокие технологии стали самой ценной валютой. И Россия нуждается в ней так же сильно, как другие страны.
«Нам нужны прорывные открытия и разработки, которые позволят создать отечественную продукцию мирового уровня, сформировать мощную технологическую и производственную базу, модернизировать транспортную инфраструктуру, внедрить новые строительные технологии, улучшить состояние окружающей среды и здравоохранения, включая независимость в ключевых сегментах фарминдустрии, укрепить нашу продовольственную безопасность, в том числе за счет собственных посевных и племенных материалов», – сказал Владимир Путин.
За последние годы в области науки удалось сделать многое: создать современные лаборатории, запустить программы поддержки талантливых исследователей, но результаты все еще далеки от тех, какие хотелось бы видеть. И виной тому застарелые проблемы – в том числе связанные с финансированием российской науки.
«Большая часть средств на науку по-прежнему распределяется в рамках привычного государственного задания. По сути, опять финансируются учреждения, точнее в значительной степени и подчас в абсолютно избыточной степени их административные издержки. Или другая ситуация. Вместо конкретной технологии, оборудования профильные ведомства заказывают различного рода аналитические отчеты и прогнозы. Они, конечно, тоже нужны. Вроде бы исследования ведутся, а результат – очередная подшивка презентаций и таблиц, с которыми можно подчас познакомиться в любом открытом журнале. Только зачем их тогда называть научными исследованиями, и стоят ли они таких денег. Знаете, сколько на это уходит? 40 миллиардов рублей», – отметил президент.
По сути, эти деньги тратятся впустую, но для научной сферы это не единственная проблема в области финансов. О другой стороне дела заговорили сами ученые – кадровый вопрос без денег не решить. В науку нужно привлекать молодежь.
«Если он поступает в аспирантуру на экономику, то 4 200 рублей заработная плата его. А на инженерной специальности аж 6 700 рублей. Может чуть-чуть подняли, ошибаюсь. Надо, чтобы заработная плата, условно говоря, аспиранта, я ее не называю специально стипендией, чтобы она составляла хотя бы среднюю по регионам», – поделился ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
В то же время расходы на науку в России не такие уж скромные. В ближайшие годы на нее выделят более 600 миллиардов рублей. И это только прямые затраты. Еще четыреста миллиардов выделяют на исследования различные госструктуры, но вот беда – научные институты и вузы к этим исследованиям не допускают.
«Каждый ли вуз или научная организация может принимать участие в конкурсах, которые проводятся министерствами и ведомствами? Нет, не каждая. Например, Санкт-Петербургский университет в конкурсах, которые проводятся многими министерствами, не может просто принимать участие, потому что он не подведомственный вуз», – отметил ректор СПБГУ Николай Кропачев.
«Татьяна Алексеевна, а что по поводу конкурсов Странно выглядит, действительно», – уточнил Путин.
«Ведомства занимают очень четкую позицию по поводу того, что я отвоевал эти ассигнования у министерства финансов, и я исключительно буду их администрировать в рамках своих подведомств. Но мы сейчас этот подход меняем», – объяснила Голикова.
«Ну, это странноватый подход, честно говоря. Там огромные деньги в ведомствах сосредоточены. Если они их отвоевали, то это не значит, что они должны их, грубо говоря, осваивать. Им эти деньги дали для достижения конкретного результата в интересах отрасли и всей экономики. А результата не будет, если они будут просто тупо осваивать, раздавая своим подведомственным учреждениям, не заботясь о конечном результате. А конечный результат, он, как правило, может возникнуть в результате достаточно жесткого конкурсного отбора наилучших предложений и кого-то отсекать здесь совершено бессмысленно и вредно. Поэтому я прошу вас ускорить этот процесс и изменить этот порядок», – подчеркнул Путин.
Президент еще раз напомнил – без прорывных научных исследований у России нет будущего.
«Время спрессовывается, масштаб задач и вызовов очень большой, он огромен. Если мы и дальше будем распылять деньги, неспешно двигаться вперед, а то и просто пережевывать вчерашние проблемы, мы просто опоздаем. Причем опоздать можем навсегда, даже в последний вагон «технологической революции» не успеем прыгнуть», – пояснил он.
Путин заверил – Россия не будет экономить на науке, но вложения должны приносить отдачу. Потому на следующем заседании совета президент предложил обсудить конкретные результаты научных исследований и поговорить о том, как и на что именно в этой сфере расходуются деньги.