Ударом небывалой силы по единству православия станет возможная автокефалия украинским раскольникам
На этой неделе — возможно, уже завтра — произойдет событие апокалиптического масштаба. Вот так они и происходят — почти незаметно. Синод Вселенского патриархата может предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Почему это настолько непоправимо?
Хотя бы потому, что это означает религиозную войну в близкой перспективе. Наша церковь — Русская православная — самая большая в мире. Без нее нельзя даже представить себе мирового православия. Так вот. Треть — треть! — ее приходов находятся на территории Украины. Разумеется, после объявления автокефалии эти приходы, и с ними великие православные святыни — Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра и многие другие — силой попытаются передать этой другой церкви. Верующему человеку отдать свой приход все равно что отдать свой дом. Или свою семью. В ответ на силу неизбежно будет применена сила.
И не советую никому обольщаться — дескать, силы слишком неравные. С одной стороны — Украинское государство, украинская армия и украинская общественность — так принято там называть всякую агрессивную урлу с самодельными нацистскими повязками на руках, а с другой — кучка верующих, жмущихся к церковной ограде. Все это только кажется очевидным и таким страшным для одной стороны.
Украинское государство — это оксюморон. Сочетание несочетаемого. Типа «горячий снег».
Украинская армия — частная структура. Личная служба безопасности Петра Алексеевича Порошенко. А ни одна частная служба безопасности, поверьте, за своего хозяина умирать не будет. Так, пьяницу на рынке от холеного тела оттолкнет.
Ну и что касается общественности. Эти, без сомнения, самые опасные. Среди них полно больных садистов. Именно они в Одессе людей заживо сожгли. Невозможно поверить, но вот как об этом говорит сегодня один из недавних руководителей Одесской области.
«2 мая 2014 года город спасло именно это, потому что когда рассказывают, что погибли невинные люди, там меня пусть Бог простит, я агностик, неверующий человек, но ни один человек, который там погиб, там случайных людей не было. Они были готовы... Если бы они победили, то нас бы не было в этом городе. Просто даже физически. Мы очень часто говорили, что если, извините за циничные такие вещи, подобное произошло бы в Донецке или Луганске, понимаете, когда 100 жизней спасают потом миллионы, скажем так, этого не было бы и на тех территориях», — заявила вице-губернатор Одесской области в 2014 г. Зоя Казанжи.
Ошибка на параллакс, гражданка Казанжи. Именно после Одессы и стали возможны Луганск и Донецк в их нынешнем виде. Никому не хочется у себя дома гореть заживо. Никто до Одессы и не подозревал, что вы и ваши товарищи — настоящие звери и садисты. А теперь все знают.
Уважаемые церковные реформаторы, члены Священного Синода Вселенской патриархии. Будете заседать завтра — помните об этом.
«Православные верующие готовы отстаивать свои храмы, потому что вопрос очень серьезный», — говорит мужчина.
То, что угроза действительно серьезная, прихожане Десятинного монастыря в Киеве поняли на собственном опыте. Когда в феврале этого года националисты попытались взять обитель штурмом, на защиту святыни вышли несколько тысяч человек. Нападавшие не решились на конфликт.
«Защитников пришло в сотни раз больше, причем как и верующих, так и просто людей, которые пришли», — рассказывает наместник Рождества пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря епископ Гедеон.
За четыре года на Украине националисты захватили 50 храмов Украинской православной церкви. Они перешли под юрисдикцию раскольников так называемого Киевского патриархата во главе с Филаретом. И автокефалия раскольничьей церкви — а по сути, ее легализация — приведет к новому витку противостояния на Украине.
«Это может на Украине вызвать такие волнения, которые в конце концов обратятся в религиозную гражданскую войну», — подчеркивает профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин.
Ни так называемый патриарх Филарет, ни созданная им община никогда и никем в православном мире не признавались. С канонических позиций это не более чем тоталитарная секта во главе с самозванцем, отлученным от церкви и преданным анафеме. Поэтому когда Вселенский патриарх Варфоломей отправил в Киев двух своих представителей для подготовки автокефалии, для поместных церквей это стало шоком.
Против легализации раскольников выступили православные иерархи Сербии, Греции, Иерусалима, Кипра, Грузии, Румынии, Эстонии, Болгарии, Чехии и Словакии. Исторически сложилось, что у православных нет единого административного центра, как, например, у католиков — Ватикан. И, по традиции, важные решения должны приниматься соборно — сообща. Глава Польской православной церкви поддержал призыв патриарха Московского и всея Руси Кирилла обсудить ситуацию на Украине на специальном Соборе.
С похожим предложением выступил и Синод Антиохийской православной церкви. Вселенский патриарх, по словам экспертов, не просто «тянет одеяло на себя», единолично выписывая Томос — патриаршую грамоту — раскольникам, он нарушает вековые церковные законы.
«То, что сейчас делает Константинополь, это вторжение в область юрисдикции Русской православной церкви, что можно сравнить с вторжением в дела другого государства, и это очень прискорбное событие, потому что Константинополь присваивает себе права некоего Вселенского патриарха — действительно, такие слова есть в его титуле, но это признак особого уважения, которое ему оказывался веками, а теперь он трактует это как право вмешиваться в дела всех православных церквей, что, конечно, не предусмотрено никакими канонами», — поясняет кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ Павел Кузенков.
Константинополь не скрывает, что рассматривает вопрос автоккефалии по просьбе киевских властей, что само по себе нонсенс. Эксперты указывают и еще на одно обстоятельство. Большая часть паствы Константинопольсокго патриархата — в Соединенных Штатах, это полтора миллиона прихожан. Оттуда идут основные пожертвования.
«Мы знаем, что архиепископия Константинопольская в Соединенных Штатах находится под очень сильным влиянием Госдепартамента и других структур властных. Так что в данной ситуации, я думаю, что в Соединенных Штатах просто увидели возможность через церковный фактор опять-таки нанести какой-то ущерб России, как они полагают, разрушив прежде всего духовное единство между русским и украинским народами», — говорит профессор Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета Владислав Петрушко.
Политологи уверены: начиная этот политический проект, Петр Порошенко наверняка заручился поддержкой кураторов из Вашингтона. Для него это возможность набрать очки перед президентскими выборами, которые пройдут весной следующего года.
Поддержать автокефалию спикер Рады Андрей Парубий просил католикоса всея Грузии Илию II. Для этого приезжал в Тбилиси. Украинские СМИ даже сообщили об успехе на переговорах, но, как оказалось, выдали желаемое за действительное:
«Неверная информация появилась после визита в Тбилиси председателя Верховной Рады Украины Андрея Парубия. Украинские каналы сообщили, что Грузинская церковь поддерживает предоставление автокефалии Украинской церкви, что не соответствует действительности».
Во всех храмах Русской православной церкви в эти дни молятся о единстве. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отслужил молебен в честь преподобного Сергея Радонежского — 8 октября День памяти Святого.
«Мы просим его, чтобы он молитвами своими преклонил милость Вселенской православной церкви, чтобы примирил враждующих и чтобы остановил распространение раскола, особенно там, где раскол несет в себе угрозу и для общенациональной жизни, я имею в виду братскую Украину», — сказал патриарх Московский и вся Руси Кирилл.
Русская православная церковь приостановила отношения с Константинополем. Если Варфоломей признает раскольников, то, скорее всего, РПЦ перестанет признавать самого Варфоломея.