Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
По поводу повышения пенсионного возраста: единственное, в чем можно обвинить правительство, что это сделано сейчас, а не лет 20 назад. Не может страна со средним, уж простите, уровнем развития экономики быть мировым рекордсменом по возрасту выхода на пенсию.
Нынешний пенсионный возраст установлен еще в 30-е годы, когда демография была принципиально другой и напомним, кто забыл, что советские пенсии для огромного большинства никаким достойным обеспечением старости не были. Как и ныне действующая пенсионная система не является обеспечением достойной старости. Это, по сути, пособие для бедных. При этом, сегодня разница между пенсиями большинства вполне обеспеченных граждан и ее минимальными значениями ничтожна.
То есть, это пособие для бедных. Которых у нас, к сожалению, много, но это все-таки абсолютное меньшинство. Пособие, которое размазано по всем без разбора. Это все равно, что раздавать бесплатный суп всем поголовно, включая сытых и худеющих. Это вообще не пенсионная система, по сути. Частичным оправданием может служить то, что сегодня эффективно работающих пенсионных систем не существует нигде в мире.
«Пенсионные системы Японии, Австралии, Италии и Франции невозможно поддерживать из-за неадекватных сбережений на старость и быстрого старения населения», – пишет Financial Times. Пенсионные системы развитых стран в большинстве своем находятся в процессе пересмотра в сторону увеличения пенсионного возраста. При этом дефицит пенсионной системы США достигнет к 2030 году 20 триллионов долларов, а например, пенсионной системы Китая, которая только сейчас и создается, практически с нуля, составит 120 триллионов к 2050 году.
Сложившаяся в 20 веке пенсионная модель подразумевала два типа пенсий: солидарную и накопительную. Солидарная, при которой младшие поколения, по сути, кормят старших, невозможна, когда меньшее количество работающих вынуждены обеспечивать все большее количество пенсионеров. Накопительная система, при которой пенсии платятся за счет инвестиций в сверхнадежные активы, невозможна потому, что таких активов, обеспечивающих надежность и при этом необходимую доходность, в современной экономике просто не существует. То есть работающую пенсионную систему только еще предстоит придумать. Вопрос – на каких принципах?
Вообще, идея труда, как тяжкой повинности, а праздности, как вожделенного состояния, ради которого надо непрерывно увеличивать продолжительность праздного безделья, весьма сомнительна. Для многих ранний выход на пенсию скорее сокращает жизнь, чем продлевает. Нормальному человеку свойственно трудиться, пока здоровье позволяет.
Однако, до свидания!