Западные СМИ в основном трактуют Послание Владимира Путина как милитаристское
Какова реакция на Послание президента в других странах. Отклики пестрые. Западные политики выглядят слегка растерянно. На призыв к переговорам — главный путинский тезис в международной части послания — пока не отвечают. Смущаются, хотя, конечно, все понимают: знает кошка, чье мясо съела.
Западные СМИ в основном трактуют послание как милитаристское. Будто бы Россия открывает новую гонку вооружений. Такое впечатление, что они какую-то другую речь слушали. Есть даже панические заголовки: «Мир приблизился к ядерной войне», «Как найти управу на Россию». Уже искали, не нашли. СМИ других стран, таких как Китай или Индия высказываются разумно и сдержанно.
«Нас никто не слушал. Послушайте сейчас», — эта фраза Владимира Путина на Западе стала крылатой. Немецкие каналы дают ее без перевода. Российского лидера услышали. Возможности новых русских ракет обсуждают по обе стороны океана.
«США долгое время применяют крылатые ракеты в различных конфликтах на Ближнем Востоке. Но ракета, о которой говорил Путин, использует ядерную энергию. Это обеспечивает ей неограниченный радиус действия. Она может оставаться незамеченной, уклоняться от препятствий. Ее сложно обнаружить», — отмечает корреспондент CBS по вопросам национальной безопасности Дэвид Мартин.
Судя по реакции на Послание западной прессы, журналистское сообщество раскололось на две группы: обеспокоенные прагматики и истерики. Яркий пример разделения позиций — интерпретации заявлений президента России двумя главными американскими газетами: «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк Таймс».
Первая признает: в период отвратительных отношений между двумя странами: США и Россией — есть о чем разговаривать. А столь жесткий тон заявлений Москвы отчасти вызван ястребиным подходом к ядерной политике администрации Трампа. «Нью-Йорк Таймс» же в презентации нового оружия увидела удар по Флориде. Там, подчеркивает газета, находится резиденция президента США.
И ладно, если бы это так и осталось инсинуациями американских журналистов, которые уже чего только не придумывали про Россию. Но удивление вызывает то, что истеричный тон «Нью-Йорк Таймс» подхватили в Госдепе.
«Могу сказать, что многие из нас следили за этой речью с огромным интересом здесь, в Госдепартаменте США, и, как я полагаю, во всем американском правительстве. Было печально смотреть видеоанимацию, изображающую ядерное нападение на Соединенные Штаты. Мы, безусловно, не получили удовольствия от этого», — отметила официальный представитель Государственного департамента США Хизер Науэрт.
Возразить Хизер Науэрт на брифинге было в общем-то невозможно, с российскими журналистами у нее разговор короткий.
Юлия Ольховская: «Никто не атаковал США. Две ракеты были выпущены в разные стороны. Почему вы заявляете об атаке?»
Хизер Науэрт: «А, вы тоже из России?»
Юлия Ольховская: «Да, Первый канал».
Хизер Науэрт: «Ок, сказано достаточно. Идем дальше».
На помощь пришли американские коллеги. Корреспондентка Си-Эн-Эн упрекнула Науэрт в неподобающем отношении к журналистам. А Мэтью Ли из «Ассошиэйтед Пресс» все же вынудил ее ответить на наш вопрос.
Мэтью Ли: «Мне все же кажется, может, я ошибаюсь, но, по-моему, видео не показывает, что ракеты на что-то направлены. Я просто хочу уточнить, это мнение правительства США, что ракеты направлены на Америку?»
Хизер Нойерт: «Это определенно выглядит так. Можете посмотреть еще раз. Совершенно ясно, какова их цель».
Представитель Госдепа также обвинила Россию в нарушении международных обязательств, в частности, договора о ракетах средней и меньшей дальности. Это неправда, возразили в нашем посольстве в США: «Видимо, в Госдепартаменте плохо владеют существом вопроса. В послании В.В. Путина речь шла о стратегических вооружениях, которые не подпадают под ограничения РДСМД. Еще раз подчеркну, что Россия, развивая свой ядерный потенциал, не нарушила ни одной договоренности в сфере разоружения и контроля над вооружениями».
Вполне предсказуемо на послание Владимира Путина отреагировал Пентагон, там лишь коротко заявили: мы не удивлены. А в Белом Доме решили напомнить о рекордных расходах США на военный бюджет.
«Оборонительные возможности США были и остаются непревзойденными. Благодаря оборонному бюджету в 700 миллиардов долларов, наши военные будут сильнее, чем когда-либо. Как ясно дал понять президент в ядерной доктрине, Америка совершенствует свой ядерный потенциал, чтобы соответствовать возникающим угрозам», — заявила пресс-секретарь Белого Дома Сара Сандерс.
В Кремле призывают не воспринимать послание Путина Федеральному собранию как проявление милитаризма. Корреспондент The Guardian Саймон Тисдал, анализируя позицию обеих сторон, пишет, что мир вступил в эпоху «глобальной неуверенности». Принцип взаимного доверия больше не работает.
В статье «Ядерное слайд-шоу Путина обнажает амбиции России» говорится: «Обновленная ядерная доктрина Трампа создает еще больше неуверенности. Акцент в ней сделан на создании «пригодного для использования» тактического ядерного оружия, которое, в отличие от стратегических систем, могло бы теоретически быть применено в реальных или потенциальных конфликтных зонах, таких, как Сирия или прибалтийские страны. Это выглядит как черный юмор, когда Пентагон называет это оружие «маломощным», хотя оно может иметь большую взрывную силу, чем атомные бомбы, сброшенные на Японию в 1945 году».
Баланс сил в мире нарушен, заключает автор статьи. Журнал Time в своем материале подчеркивает: отсутствие коммуникации между Москвой и Вашингтоном делает нынешнюю ситуация даже опаснее, чем во времена холодной войны.
«Во времена холодной войны ряд договоров, заключенных между США и Советским Союзом, были направлены на то, чтобы избежать просчетов и сохранять каналы связи, хотя Москва и Вашингтон были заклятыми врагами. Многие из этих договоров больше не существуют», — пишет Time, статья озаглавлена: «Почему заявления Владимира Путина о непобедимых ракетах сделаны в плохое время".
Американцы, напомнил Путин в своем выступлении, в одностороннем порядке вышли из важнейшего договора по ПРО и все ближе продвигают свои противоракетные комплексы к российским границам. В этих условиях Россия вынуждена защищаться, считает корреспондент немецкого канала Welt.
«Это совершенно четкое предостережение Западу. По-другому я это не могу охарактеризовать. Путин призвал Запад к сдержанности в отношении России, имея в виду дальнейшее расширение НАТО на восток или приближение НАТО к границам России, а также американский противоракетный щит», — отмечает корреспондент Welt Кристофер Ваннер.
Проблема в том, что Запад разучился вести диалог и пользоваться дипломатическими средствами, считает спикер Датской народной партии по вопросам обороны. Отношение друг к другу стало абсолютно бескомпромиссным. И никто не хочет считаться с тем, что Россия больше не ассоциируется с полумертвым пьяницей в углу ринга. Эту цитату из интервью политика датская газета вынесла в заголовок статьи: «Марие Краруп о новом атомном оружии Путина: Россия — больше не полумертвый пьяница в углу ринга».
«Русские играют мускулами. Как уже было сказано, они — больше не полумертвый пьяница. Они хотят быть великой державой и показать, что у них есть право давать сдачи. Раньше это было не так, а теперь именно так. Ведь логично, что когда кому-то угрожают, он хочет дать отпор, как и НАТО. И было бы разумно учитывать это желание российской стороны. Очень печально, что мы не ведем друг с другом конструктивный диалог», — пишет издание.
«Вашингтон Пост» в то же время отмечает: администрация Трампа, госсекретарь Тиллерсон и представители Пентагона понимают важность начала переговоров с Москвой. Но их не хочет Конгресс. Настолько не хочет, что "готов уничтожить все, что хоть в малейшей степени может походить на уступку Путину". Как в этих условиях договариваться? Ответа в Вашингтоне, похоже, ни у кого нет.