В Москве начался показ фильма «Довлатов» — лауреата Берлинского кинофестиваля
27 февраля первый показ в Москве фильма «Довлатов». В четверг, 1 марта, фильм выходит в широкий прокат. Онлайн-табло некоторых кинотеатров показывают, что билетов уже не осталось. Прокат широкий, но не длинный — всего четыре дня. Чем-то это напоминает судьбу самого Довлатова. Вроде бы, казалось, его негромкий голос не имел шанса быть услышанным миллионами. А вот поколение выросло с его цитатами в голове. Он для нас стал таким камерным вариантом Высоцкого для наших отцов. Может, потому что писал на вечные для каждого городского русского человека темы. Отношения с женщинами. С алкоголем. В конечном счете — с собой.
Взгляните на меня с любовью...
Алкоголизм излечим, а пьянство — нет...
Моя жена уверена, что супружеские обязанности — это трезвость...
Не пить совсем — это антимарксистская утопия...
Короткие, хлесткие, пропитанные одновременно теплотой, грустью и иронией. Для каждого из гостей премьеры фильма «Довлатов» эти его цитаты как часть культурного кода. «Читал — не читал» все равно что «свой — чужой». Но чужих тут нет.
«Хороший фильм о хорошем человеке». Так картину Алексея Германа-младшего уже окрестили в Европе. В Москву «Довлатов» приехал с наградами — «Серебряный медведь» Берлинале, приз независимого жюри. И это только начало большого успеха. Довлатова увидят в 30 странах — крупнейшие прокатчики не смогли пройти мимо. Но пока — теплый прием дома.
«Мы привыкли к успеху наших фильмов на внутренних кинофестивалях, это подтверждает качество российского кино», — отметил министр культуры РФ Владимир Мединский.
Он представляется зрителю в первые секунды на экране. И будто крепко жмет руку сразу всем. И тем, кто сейчас его читает взахлеб, и даже тем, кто о таком писателе не слышал. Сейчас в это уже сложно поверить, но в числе последних был и Милан Марич. Главная роль, по-русски ни слова, и в этом гениальный режиссерский ход. Довлатов ведь и сам был как чужой, нездешний, у себя же дома.
«Первая книга, которую я прочел, была «Иностранка», я читал ее на сербском, я понимал, каким человеком был Довлатов, это помогло мне найти ключ к роли», — рассказал Милан Марич.
Шесть дней из жизни сжаты в два часа на экране. 1971 год, Ленинград. Страна готовится к празднику — Дню Октябрьской революции. Дата, которая еще больше оттеняет непохожесть Довлатова на других.
«Самая глубокая и важная его драма была в том, что он очень много работал. Но при этом его много лет не печатали, а как мне кажется, для любого писателя, для любого автора очень важен контакт с читателем», — говорит режиссер фильма Алексей Герман-младший.
Искренность — их крылья и их же тяжелое бремя. У каждого из друзей Довлатова своя маленькая драма. Художники-фарцовщики, редакторы, поэты — им всем будто душно и тесно, и свободы не хватает, как кислорода. Пожалуй, самый пронзительный диалог у Довлатова — с Бродским.
- Нет, не хочу уезжать, ты знаешь, язык — это единственное, что выжило. Мне кажется, мы последнее поколение, которое может спасти русскую литературу.
А пока они спасаются на шумных квартирниках. Где эпоха 70-х оживает в каждой детали, в каждом звуке. Ленинград. Он тоже один из героев фильма. Таинственный, мягкий, туманный и снежный.
«Мой телефон перестал работать, и выяснилось, что он вдруг сам переключился на условно 29 декабря 1970 года, что-то такое случалось вдруг», — рассказала художник-постановщик Елена Окопная.
Фотовспышки, суета, интервью. Сложись судьба иначе, сам Сергей Донатович мог бы увидеть этот успех. Сейчас ему было бы всего 77 лет. Но он оживает — в кино. Кино, которое на большом экране можно будет увидеть всего четыре дня — с 1 по 4 марта. И с такой премьерой даже самое морозное начало весны точно будет теплее.
Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru