Грандиозный праздник медиаискусства проходит в Санкт-Петербурге
На 10-й юбилейный фестиваль «Киберфест» съехались более ста художников из разных стран, чтобы представить публике широчайший жанровый спектр проектов. Тайные знаки и поиск совершенства в обыденном, иные смыслы в интерпретациях шедевров великих мастеров - все ради демонстрации новых форм взаимодействия искусства и высоких технологий.
Кто правит бал в этом причудливом танце, человек или все же барабан – загадка. Спонтанные движения Нао Нишихара, кажется, рождаются звуками. Человек-оркестр перемещается в толпе зрителей, словно, рядом нет никого, шлейфом тянется какофония режущей мелодии. И последний аккорд этого перформанса заставляет вздрагивать.
«Приятные звуки или — наоборот — неприятные. Все это — информация, которую вы получаете посредством слуха. И вот как раз меня интересует, как работает человеческое ухо. Его возможности. Вот этим я и занимаюсь. Я хочу экспериментировать», - говорит участник Х Международного фестиваля медиаискусства «Киберфест» (Япония) Нао Нишихара.
Здесь лампы светят снизу, а на потолке раскрываются зонты. Древняя статуя богини плодородия Иштар, снятая под микроскопом, словно отдельная вселенная. Прекрасное авторы призывают искать в обычных вещах. Ведь даже камень в воде тоже может быть искусством.
«Я с коллегами приехала сегодня специально из Москвы, чтобы посмотреть, что же здесь происходит. Здесь все очень необычное, какое-то такое затейливое, интересное», - делится впечатлениями посетитель выставки Х Международного фестиваля медиаискусства «Киберфест» Дарья Пархоменко.
Десятый международный фестиваль медиаискусства в этом году собрал более ста авторов из 20 стран. «Киберфест» одновременно проходит сразу на нескольких площадках культурной столицы. В академических стенах института живописи безупречные копии работ Тициана и Рафаэля теперь соседствуют с инсталляциями, где обычные ванна и грязь – становятся художественными образами.
То ли птицы увязли в нефтепродуктах, которыми отравляют водоемы, то ли так автор видит образ Икара – героя греческих мифов. Он слишком близко подлетел к солнцу и потому погиб. А, может быть, это просто гигантские кисти художника? Гадать можно бесконечно. Впрочем, организаторы фестиваля призывают не искать ответа, его просто нет. В каждой работе посетитель должен увидеть свой смысл. Для этого надо внимательно смотреть.
Такой «Данаю» Рембрандта еще никто не изображал. Женские формы из зеркального пластика, по которым словно рука Зевса скользит солнечный луч. А в этих черно-белых схемах – очертания жизни, которая проходит мимо. Художники призывают оглядеться вокруг и увидеть невидимое. Тоску в глазах постаревших рок-музыкантов в работе бельгийца Коэна Тейса, новый смысл в известном шедевре Яна Вермеера «Молочница», который кореец Ли Ли Нам с помощью современных технологий практически оживил.
«Мир, в котором мы живем, он достаточно темный. И в этом темном, жестоком мире нам необходима истина. Истина заключается в жизни. И вот это молоко оно символизирует жизнь и истину», - поясняет Ли Ли Нам, участник Х Международного фестиваля медиаискусства «Киберфест» (Южная Корея).
Медиатехнологии здесь дополняет классическое искусство, хотя порой компьютерные образы и есть самое главное. Героя этой работы можно увидеть только, взяв в руки планшет. Петербургский художник, прикованный к инвалидному креслу, с надеждой смотрит в окно.
«Это моя дань художникам, которые отдали свою жизнь, будучи неизвестными и одинокими, которые пожертвовали собой ради работы», - отмечает Виталий Пушницкий, участник Х Международного фестиваля медиаискусства «Киберфест».
Современных медиахудожников часто критикуют, называют дизайнерами, а работы лишенными смысла, они же, в свою очередь, парируют: их искусство идет в ногу со временем, в котором технологии – часть жизни.