Бесценный подарок получили российские музеи и отечественные ценители живописи
Испанские меценаты передали нашей стране 58 уникальных картин художников XX века. Торжественная церемония состоялась сегодня в Москве.
Долорес Томас Сильвестре отдает не просто одну работу из собранных пяти тысяч. Отдает любимую, что находилась дома, перед глазами, каждый день. Портрет с кошкой художника московской школы Вадима Величко.
«Я начала собирать картины в 80-е, в эпоху коммунизма. Было очень трудно и проблематично. Еще тогда я поняла, что картины являются сокровищем, сама манера написания была загадкой для Запада», — говорит Долорес Томас Сильвестре.
Испанка собирала русскую и советскую живопись 40 лет, а теперь безвозмездно расстается с жемчужинами коллекции. 58 картин разойдутся по музеям Москвы, Нижнего Новгорода и Волгограда.
«Виден ее глаз, ее вкус, ее художественные интересы. Я думаю, что она много руководствовалась своим собственными понятиями о прекрасном в искусстве, о том, что в искусстве интересно», — сказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Сейчас их внимательно изучают реставраторы. Долорес Томас Сильвестре держала картины в специальном хранилище — помещение бывшего банка, под Мадридом. Климат, освещение — все было подобрано специально, но современная живопись капризна.
Ярко, экспрессивно — так Арон Бух увидел московскую улицу. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях более чем в 20 странах, а в Третьяковской галереи московский художник представлен не был. До этого момента. Сын художника рассказывает про вазы в мастерской отца и останавливается у автопортрета Арона Буха. Серьезное, почти сердитое лицо. Видимо, тот работал над ним не в духе.
«Очень похож! Вот посмотрите на меня, и это будет лучшая дань тому, что похож он или нет», — сказал Феликс Бух.
И все-таки на работах русских живописцев останется испанский опечаток. Но не на лицевой стороне, а оборотной. Долорес Томас Сильвестре просила подписывать название картин по-испански. Вот «Дом моих родителей». Название соответствует содержанию — на картине действительно дом, дом родителей художника Керопа Согомоняна. Казалось бы, ну что интересного для испанки?
«Ее выбор мне сложно объяснить. Наверное, потому что такой интерес к нашей стране. Мы же долгое время были как бы запертые», — говорит художник Кероп Согомонян.
Полотна не раз выставлялись в Испании — стране, где сильна и своя школа живописи, где творили великие мастера. Но почему-то Долорес Томас Сильвестре находила, покупала, привозила и выставляла Россию XX века. Почему? Ответ прост.
«Россия, я тебя очень люблю!» — призналась Долорес Томас Сильвестре.