В Москве отмечают столетие со дня рождения Юрия Любимова
Основателю и главному режиссеру легендарной Таганки сегодня исполнилось бы 100 лет. Созданные им спектакли значительно опередили свое время. Некоторые идут в театре до сих пор. И теперь там появился мемориальный музей. Его интерактивные экспонаты воссоздают атмосферу, в которой рождались знаменитые постановки.
День открытых дверей в доме, который построил он — великий реформатор — Юрий Любимов. Театр на Таганке отмечает юбилей своего отца с размахом, обновив все — от стен до сцены, но сохраняя главное — память о режиссере, который сделал этот красный квадрат символом свободы и творчества.
Место, где все начиналось — кабинет Любимова, теперь мемориальный. Восемь реставраторов два месяца работали, чтобы сохранить каждую закорючку оставленных здесь автографов. Кондиционеры как в музеях создают здесь микроклимат.
«Я побывала в кабинете моего мужа, который привели в порядок, сделали реставрацию. Немалые силы вложили, чтобы успеть к юбилею Юрия Петровича, и, я думаю, что славно выполнили», — говорит вдова Юрия Любимова Каталин Любимова.
Легендарный кабинет Юрия Любимова. Здесь все стены исписаны друзьями мастера — именитыми гостями Таганки. Также стоит пианино и висит гитара Высоцкого, но увидеть все это обычным зрителям удавалось едва ли. Теперь это может сделать каждый. Все слова — от самых первых Андрея Вознесенского до почти стертых — перенесли в фойе театра. Одни говорят сами за себя. О других рассказывает Любимов, и кажется, что он общается с каждым из нас лично.
О тайнах театра и крутых поворотах судьбы его создателя — интерактивные тач-панели — для тех, кто родился в иное время и не застал очередей в Таганку, где за билет отдавали и шубу, и ордер на квартиру. Сегодня в честь юбилея«Добрый человек из Сезуана» — всего за рубль. Первый спектакль режиссера, который сразу прогремел на всю Москву.
«Добрый человек из Сезуана», начиная с 64 года не претерпевал никаких изменений, и вот почти 53 года он идет без изменений. Он настолько был сделан, ну, я не люблю разбрасываться словами гениально, но настолько точно, что он до сих пор абсолютно живой. У нас остается в сердце любовь и уважение к Юрию Петровичу за то, что он создал», — говорит директор «Театра на Таганке» Ирина Апексимова.
А в театре Вахтангова, где Любимов начинал свою актерскую карьеру, сегодня бушует стихия — «Старик и море» — посвящение режиссеру — Великому творцу протеста от его учеников Анатолия Васильева и Аллы Демидовой. Спектакль к столетию создали в рамках Чеховского фестиваля и вот теперь показывают в дни юбилея мастера.
Четвертый сезон не смолкают овации. Вот и в юбилейные дни Большой показывает «Князя Игоря» — последнюю оперу Юрия Любимого. Он в шутку прозвал себя «оперуполномоченным», а как иначе? Ла Скала, Ковент Гарден, Гранд опера — ему покорились все главные оперные сцены. Сегодня вечером вручат и премию имени Любимова за то, что он ценил больше всего: профессионализм и гражданскую позицию.
«Юрий Григорович, которого не надо представлять, как не надо представлять доктора Лео Бокерия и, безусловно, есть еще один художник, которого зовут Рустам Хамдамов», — отмечает Каталин Любимова.
А в Музее Москвы, где днем можно этап за этапом пройти весь век Любимова через интерактивную выставку и даже услышать его, вечером превращается в нестандартную театральную сцену.
«Таганка — это театр, где звучит слово всегда. Действие, пластика, клоунада, как вы сегодня увидите, смесь жанров, это все были «10 дней которые потрясли мир» 65-го года», — отмечает Вениамин Смехов.
Спектакль-размышление по мотивам нашумевшей постановки Любимова создал Максим Диденко. Никаких зрительских кресел или кулис. В любой момент можно стать участником действия, которое одновременно происходит в разных частях выставки. Вы вольны оставаться на месте или передвигаться, всего спектакля все равно не увидеть, каждый уйдет со своей историей революции.
Это дыхание, которое Любимов подарил не одному поколению — до сих пор наполняет театры не только в России, но и во всем мире.