К юбилею Российской академии искусства открыли большой мультимедийный выставочный проект
Центр, где воспитывают особое мышление и создают художественные богатства для всего мира. Российской академии художеств - 260. Ее ученики в разное время принимали участие в воссоздании храма Христа Спасителя, возведении мемориала Победы на Поклонной горе, оформляли станции метро в Москве и Петербурге.
Специальная мантия и знак почетного члена Российской академии художеств. На торжественный прием новоизбранные академики прорывались через бастионы художественного консерватизма и московские пробки.
На парадную церемонию Зураб Церетели приехал со своей фирменной ручкой. Впрочем, в этот день никто не рисовал. Может быть, потому, что смысловым центром торжеств стал проект мультимедийный. Все виды изобразительного искусства — и храмовая роспись, и графика, и живопись, и скульптура.
«260 лет, это как будто вчера родились, вот могу так сказать. В мире не существует такой школы. Это от русского мышления, рука, мозги, глаза. Это не такая простая вещь — колоритные вещи создавать», — отмечает президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Отдельный раздел посвящен истории академии. Как известно, идея объединить отечественные таланты принадлежала еще Петру Первому. В разные годы из стен академии вышли Брюллов, Репин и Суриков. Свои классы здесь и сейчас имеют многие известные художники.
«Сейчас художники свободны в выборе своих тем и своего творчества. И поэтому сейчас вот этот климат очень демократический, здоровый, я бы сказал. Дай Бог процветания!» — говорит народный художник РФ, академик Российской академии художеств Борис Мессерер.
В мозаичной мастерской на родине Академии художеств в Санкт-Петербурге работают над двумя панно, которые должны украсить новую станцию метро "Проспект славы". Ее откроют в следующем году — перед стартом чемпионата мира по футболу. Техника создания узора из мельчайших осколков стекла уникальна.
«Это ручная работа. Как в XI веке кололи смальту, так мы ее и колем. Ничего не меняется. Традиция не должна утеряться и меняться», — уверен мастер мозаичной мастерской Павел Степанов.
А что же московское метро? Здесь тоже свои нюансы. Ну, где же еще искусство может так принадлежать народу, как не здесь. Практически каждая станция московского метро имеет свой неповторимый стиль и атмосферу. Например, центральный зал одной из новостроек — станции "Фонвизинская", говорят, чем-то напоминает портал космического корабля.
Синтез монументального искусства и архитектуры. Как и на стройках еще во времена советских пятилеток — перед членами Академии художеств стояла непростая задача.
«Не помпезно, а должно быть воздушно, просторно, чтобы народ ощущал небо над землей», — объясняет заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств Николай Шумаков.
Лучшие мастера академии строили и храм Христа Спасителя, а затем принимали участие в его восстановлении. Из последних знаковых проектов — мемориальный ансамбль на Поклонной горе, посвященный победе нашего народа в Великой Отечественной войне и памятник князю Владимиру.
«За тысячелетнюю нашу историю у России очень много достижений и героических, и военных, и духовных, и научных. И Академия — это есть собиратель и хранитель. Она и сохраняет эти традиции, и держит эту высокую планку», — отмечает скульптор, академик Российской академии художеств Салават Щербаков.
В Академии художеств появилось отделение новейших течений и дизайна. До моды оставался, что называется, один шаг. И вот он сделан.
«Как любая академия, она живет, она реформируется, делается что-то новое. Многие годы назад это была инициатива Зураба Константиновича Церетели — сделать секцию дизайна. И в нашей академии художеств есть отдел дизайна и костюма», — рассказывает художник-модельер, академик Российской академии художеств Валентин Юдашкин.
После такого гранд-дефиле можно быть уверенным: теперь современное академическое искусство — это еще и то, что мы носим.