Проект «Будущее за углом»: правда ли, что гаджеты следят за своими владельцами?
Будущее часто уже здесь, в дне сегодняшнем. Может быть, за углом. То, что вчера казалось фантастикой, завтра оказывается будничным делом. Проницательные люди угадывают черты этого будущего. С этой программы Первый канал начинает информационный сериал «Будущее за углом». В этом сериале мы расскажем вам, каким будет наше завтра.
Мы давно знаем, что через наши мобильные телефоны, айфоны, можно многое о нас узнать. Все уже к этому привыкли... Недавно был скандал с телевизорами Samsung. Выяснилось, что они могут и подслушивать, и подглядывать за хозяевами. Причем, даже тогда, когда телевизор выключен. Интернет, без которого наша жизнь уже кажется невозможной, стал всепроникающим — никакое наше движение не остается незамеченным «Большим Братом». Мы видим это по той рекламе, которая непрошенно вываливается на экраны наших компьютеров. Социальные сети. Если человек активен в социальных сетях, про него можно узнать почти все. Например, работодатели изучают кандидатов по социальным сетям. Мы сами про себя все сообщаем — интересы, друзья, семейная жизнь, политические взгляды, эмоции… Можно проверить грамотность. Прямо-таки публичное обнажение. И абсолютно добровольное. Никакие спецслужбы никогда и мечтать не могли, что люди сами начнут про себя все рассказывать.
Теперь появилось нечто новое. Оказывается, за нами следит такси. Uber – это модная система управления такси. Она координирует работу тысяч автомобилей в городе во многих городах мира. Система очень удобная, такси приходит быстро, и цены ниже, чем раньше, в докомпьютерную эпоху. Только вот выяснилось, что Uber отслеживает местоположение пассажиров даже после того, как они доехали до места и вышли из машины.
Кто еще за нами следит? И зачем? Как мы все превращаемся в цифровой товар? Итак, первый материал из нового информационного сериала «Будущее за углом».
Конец шпионским играм, громко заявили в компании. Но им мало кто поверил, ведь под колпаком у Uber оказались миллионы клиентов. Пострадала даже певица Бейонсе. Разоблачителем стал Уорд Спангенберг, в компании он занимался внутренними проверками. Он выяснил, что сервис вышел далеко за пределы такси. После увольнения экс-сотрудник раскрыл темную сторону Uber в суде.
«Все сотрудники компании имели доступ к персональной информации клиентов. Они отслеживали профили политиков, знаменитостей и даже своих знакомых, включая бывших девушек, молодых людей и супругов. Также Uber собирал несметное количество данных о пользователях, хотя они не подозревали об этом, заказывая машину», — рассказал Уорд Спангенберг, давая показания в суде.
Вот уже действительно, берегись автомобиля. Версия 2.0.
Геолокацию используют абсолютно все сервисы для заказа такси. Это нужно, чтобы точно знать, куда подать машину, или уже в пути отслеживать маршрут в режиме реального времени. Но когда поездка заканчивается, для любой компании клиент должен пропадать с радаров, фактически становиться невидимкой. И Uber придумал, как обойти этот момент. Приложение выдает запрос: можно ли ему использовать данные о местонахождении человека, когда программа закрыта? На первый взгляд, безобидная просьба. На деле — карт-бланш на тотальную слежку. 24 часа в сутки, семь дней в неделю. От такого внимания не спрятаться, не скрыться.
Впрочем, эксперты признали: Uber — лишь мальчик для битья. Ведь он — капля в море виртуальных глаз, направленных на пользователя. IT-аналитик Эльдар Муртазин объясняет: буквально каждое приложение в смартфоне — скрытый шпион, который порой как никогда близок к провалу.
«Зачем приложению «Фонарик» иметь доступ к вашей телефонной книге, к вашим перемещениям и прочему, и прочему?» – задается вопросом эксперт, и сам же отвечает: «Это одно из самых популярных приложений на Android, там больше нескольких сотен миллионов загрузок. И оно тяжелое. Потому что оно собирает данные и передает их на некие сервера».
То есть, в огромные хранилища. Кристиан Беннефельд знает их адреса. Директор немецкой компании по интернет-безопасности давно следит за так называемыми дата-брокерами. Это фирмы, которые собирают и продают наши персональные данные. "Цифровая душа" — товар ходовой.
«Большинство информации дата-брокеры продают рекламщикам, и начинается... Понравились вам, к примеру, классные оранжевые кроссовки. Вы даже не помните, где их видели. Вдруг как по команде эти кроссовки начинают вас преследовать — на сайтах, в соцсетях, везде. Даже на рабочем компьютере. Не удивляйтесь — «Большой Брат» знает, какими устройствами вы пользуетесь. Это легко вычисляется и заносится в профайл», – говорит он.
Профайл или персональную анкету дата-брокеры собирают по крупицам. По одному только GPS можно определить пол, возраст, место жительства, увлечения, друзей, работу. Плюс к этому интернет вспомнит все: какие страницы посещал пользователь, историю покупок, запросы в поисковике, данные из соцсетей, фотографии, которыми мы делимся сами. Религиозные, политические взгляды, здоровье — страшно представить, что еще занесено в цифровой портрет. И реклама — только вершина айсберга.
«Например, вы парашютист, и бронируете прыжки через интернет. Вроде ничего страшного, правда? Но это будет внесено в ваш профайл. Когда вы захотите взять кредит, в банке уже будут знать, что вы занимаетесь экстремальным спортом. Вам повысят процентную ставку, сделают страховку дороже или совсем откажут», – поясняет Кристиан Бенненфельд.
Один из крупнейших дата-брокеров в США, компания Acxiom, уже собрала информацию на 80% взрослого населения страны. А всего в ее базах записи на полмиллиарда человек со всего света. Эти данные покупают гиганты вроде Google, Microsoft, Facebook. И хотя дата-брокеры уверяют, что действуют законно, их все равно прозвали «корпорациями монстров». Возможно, поэтому последний раз директор Acxiom Скотт Хоу на интервью согласился четыре года назад.
«Мы собираем контактную информацию, демографические данные, ваши предпочтения. Это совершенно бытовые вещи, которые, в общем, есть в телефонном справочнике», – рассказывал он в том давнем интервью на CNN.
«Тут одним телефонным справочником не обойдешься...» – говорит ведущий.
«Действительно, это огромный котел всевозможной информации, которую мы надежно, надлежащим образом, законно собирали у потребителей», – уточнил Скотт Хоу.
Этот законный способ отъема личных данных у населения приносит компании почти миллиард долларов в год. Весь же рынок дата-брокеров оценивается в сотни миллиардов. Только отдельная "цифровая душа" со всем богатым внутренним миром стоит настолько дешево, что и Чичиков не мечтал.
«Обычно скупаются разом миллионы профайлов. И если говорить о единичной анкете, то она в этом массиве стоит всего несколько центов. Оптом дешевле», – говорит Кристиан Беннефельд.
Поэтому охотятся за личными данными не только смартфоны и планшеты. В скандалах со слежкой замечены роботы-пылесосы, фитнес-браслеты, в шпионаже подозревают персонального ассистента Алексу от Amason. А в Германии запретили интерактивную говорящую куклу Кайлу — она слишком много знает.
Насколько просто, используя эти данные, залезть в голову типичному пользователю, выяснили ученые из Британии. Шокирующие результаты исследований опубликовала швейцарская газета Das Magazin.
«68 лайков в Фейсбуке достаточно, чтобы определить цвет кожи (точность 95%), ориентацию (точность 88%), а также приверженность демократам или республиканцам (точность 85%). 150 лайков позволяют узнать человека лучше, чем его знают родители. 300 лайков — лучше, чем супруг. Больше — лучше, чем он сам», – выяснили журналисты.
Эти методы — уже на вооружении многих компаний. В Cambridge Analytica взялись составлять точные психологические портреты, чтобы манипулировать общественным мнением. Глава корпорации Александр Никс не скрывает, что работал на сторонников Брекзита и предвыборный штаб Дональда Трампа. Хотя его вклад в победу не доказан, очевидно: игры с разумом стали проще и дешевле.
«Были исследованы сотни тысяч американцев. Созданы матрицы ценностей личности. Процесс настолько детализирован, что теперь мы можем подбирать конкретные идеи не для целевой аудитории, а фактически под каждого человека», – поясняет он.
Если это не страшный сон, как выпасть из матрицы? Полностью отказаться от соцсетей и интернета? Достать кнопочный телефон, забыть о банковских картах? Или уйти в глухую тайгу, как отшельница Агафья Лыкова? Но ведь и про нее давным-давно все известно.
«Обычный человек может начинать каждый день с того, что создавать новую электронную личность. Когда вы входите в интернет, начните день с того, что вы включаете частный доступ. Когда вы вечером приходите домой, выключаете частный доступ, и все данные стираются», – советует преподаватель Московского физико-технического института Сергей Владимиров.
Совет дельный, но не универсальный. Уйти в сумрак до конца невозможно: своей приватностью человечество расплачивается за комфорт в мире гаджетов и приложений. И в этой новой реальности, похоже, главное правило для тех, кто не хочет оставлять следы своих действий в интернете — просто их не совершать.
Итак, это была первая серия нового проекта Первого канала – информационного сериала "Будущее за углом". Смотрите продолжение в нашей следующей программе.