В Москве стартовал новый этап масштабного благоустройства
Пешеходные маршруты, зеленые зоны, аллеи, создание целого культурного квартала. Большинство москвичей, хоть и испытывают некоторые неудобства, связанные со стройкой, понимают, насколько в результате преобразится любимая столица.
Маленький смельчак по кличке Хиро (в переводе с японского - «щедрый») — пушистый талисман магазина цветов на Никитском бульваре. Его едва открыли молодые предприниматели Платон и Анна. И почти сразу в окне появился хорошо знакомый москвичам вид. Чувства — смешанные.
«Мешает, фасад пачкается и народу стало меньше. Люди нас не видят, например, с противоположной улицы. Но изменилась Москва, стала больше похожа на Европу», — говорит Платон Шилов.
Москва должна быть похожа на Европу не только фасадами, уверены власти города. Началась масштабная реконструкция коммуникаций. Трубы, провода, газопроводы — еще советское наследие 60-70 годов прошлого века.
Громкий столичный проект жизненно необходим, говорят коммунальщики. То, что скрыто под землей, — словно бомба замедленного действия.
«Самые проблемные участки, это, наверное, исторический центр Москвы, где мы встречаем еще и довоенные коммуникации, которые уже отслужили свой нормативный срок, и, соответственно их надежность достаточно низкая», — отмечает заместитель главного инженера ГУП «Моссвет» Сергей Крупяков.
Найти и обезвредить проблемные участки людям помогает техника на грани фантастики. Технологии в коммунальном хозяйстве шагнули далеко вперед. Обычная замена труб теперь выглядит как съемка блокбастера. Робот-исследователь помогает найти дефекты в старых трубах, проверяет надежность только что уложенных, заменяет целую бригаду инженеров.
«Смотрим чистоту и стыковые соединения, наличие посторонних предметов», — говорит старший мастер цеха диагностики водопроводной сети АО «Мосводоканал» Владимир Касаримов.
Технология XXI века — это и сами трубы. Полиэтиленовые, прочные, долговечные — прослужат полвека. Их прокладывают особым способом. Никаких котлованов длиной в сотню метров.
«В существующие 600-миллиметров протаскиваем полиэтиленовый трубопровод, он спокойно проходит, и мы получаем новую трубу. Это точечная раскопка, бестраншейно, мы жителей не беспокоим», —поясняет главный инженер сети АО «Мосводоканал» Евгений Иванов.
Такие трубы используют повсеместно. В Мосгазе говорят: это будущее столичного коммунального хозяйства. К примеру, так происходит сварка. Ни искр, ни слепящего пламени.
«Разогревается труба одна и вторая, и они как бы сплавляются вместе. Даже если разрывать трубу, то она, можно сказать, больше порвется быстрее в трубе, чем в сварке», — поясняет начальник управления капитального строительства ОАО «Мосгаз» Александр Чистов.
Заменить все коммуникации одновременно невозможно, уверяют коммунальщики. Нужно постепенно модернизировать, как это делают во всех старых европейских городах. Еще одно сходство: в Москве тоже встречаются настоящие памятники эпохи под землей.
В XVII веке это было чудом инженерной мысли — система коллекторов, которые отводили воду со столичных улиц под землю. Сегодня коммуникации находятся под историческим центром Москвы и до сих пор исправно работают.
Сберечь исторический облик, при этом идти в ногу со временем — задача столичного проекта «Моя улица». После замены коммуникаций начнется благоустройство, такое, что некоторые места будет не узнать.
Грандиозный и, пожалуй, самый неожиданный проект — реконструкция Лубянской площади. Огромная территория между Никольской улицей, Политехническим музеем, улицей Мясницкой и историческим зданием детского магазина. Все время площадь фактически была лишь транспортной развязкой. Столичные власти решили превратить ее в пешеходную зону.
Дорожки для прогулки, скамейки, много деревьев. Такую Лубянку россияне еще не видели. Проект норвежского архитектурное бюро, которое работало на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Преобразится также Биржевая площадь. Вместо огромной парковки — сквер и фонтан в историческом центре. Изменятся набережные Якиманская и Гончарная. Другой знаковый проект — Тверская застава. Площадь перед Белорусским вокзалом сейчас известна разве что бесконечными пробками.
«Можно будет удобно прогуляться без риска для жизни, перейти по пешеходным переходам транспортные потоки, посидеть на лавочке в сквере, прогуляться, пойти к Тверской улице», — рассказывает директор проекта «Моя улица» Александра Сытникова.
В этом году реконструкция пройдет на улицах вокруг строящегося парка Зарядье на Китай-городе, Бульварном кольце, почти всем Садовом. Проекты обещают закончить до празднования Дня города в сентябре. Результаты такой работы горожане уже видели. Виктор Мещеряков хорошо помнит, как раньше пробирался между киосками, торговыми палатками и назойливыми рекламными баннерами. У него есть ответ тем, кто говорит: «опять все перекопали».
«Мне приятнее смотреть на парк, мне приятнее слышать музыку из парка, чем я должен здесь идти, жаться куда-то в сторону. Мы части критикуем власть, но если делается хорошо, если делается для города, для его граждан, то надо это поддерживать», — уверен он.
И эти планы, уверяют столичные власти, учитывают далекую перспективу. Коммуникации строят с запасом, чтобы в ближайшие годы не пришлось снова раскапывать улицы.