Студенты Волгоградского технического университета создают роботов, способных принимать самостоятельные решения
Приборы, управляемые силой мысли, и робот Андрей, который может принимать самостоятельные решения - все это не научная фантастика, а уже действующие разработки. Причем авторы многих из них еще учатся в школе.
Возможно, это еще один новый шаг в робототехнике, пусть пока и медленный. Студенты и преподаватели Волгоградского технического университета научили робота ходить. Причем, утверждают разработчики: в отличие от других имеющих руки и ноги андроидов он не повторяет заранее записанные движения человека, не управляется со стороны, а сам генерирует свои действия.
«Программа полностью автономна. Она использует только параметры самого робота и достаточно сложную математическую модель», - поясняет декан факультета электроники и вычислительной техники ВГТУ Александр Горобцов.
Вызывает желание поддержать его, т.к. он сильно наклоняется. Этот робот весит 65 кг, рост - всего 150 см. Специалисты утверждают, что это сегодня, во всей мировой практике – универсальная высота машины, которую можно научить ходить.
Андрей – так здесь зовут своего андроида, может сам подниматься на ступеньку, двигаться вперед, назад и боком.
«И наш, и японский ходят на согнутых ногах. Конечно, идеальным является алгоритм, при котором робот будет идти на прямых ногах. Он энергетически более выгоден и позволит добиваться больших скоростей», - отмечает декан факультета электроники и вычислительной техники ВГТУ Александр Горобцов.
Даже совсем юные исследователи воплощают в жизнь то, что когда-то придумали писатели и кинематографисты. Испытания можно проводить прямо в коридоре. Исследователь концентрирует или, наоборот, рассеивает свое внимание. Специальный шлем считывает сигналы мозга и передает их устройству, установленному, например, на машинку. Там информация и преобразовывается в команды.
«Сейчас я стараюсь сконцентрировать свое внимание для того, чтобы машинка начала движение вперед. Чтобы машинка поехала в обратном направлении, мне нужно, наоборот, рассредоточиться и постараться ни о чем конкретном не думать», - рассказывает проектант Астраханского школьного технопарка Дмитрий Улевский.
Направо или налево можно повернуть с помощью того же шлема, но другой технологии – биомеханики. Машинка реагирует просто на движение головы. И все это – совсем не игрушки, если представить, что вместо платформы на колесах – инвалидная коляска для человека с ограниченными возможностями. Или напротив, дополнительный потенциал для тех, у кого руки заняты.
«Дельтапланерист или аквалангист могут делать снимки, заметки, не пользуясь руками или речевым аппаратом, а именно тем, что мы называем силой мысли», - отмечает замруководителя регионального школьного технопарка Илья Воеводин.
Даже в забавном соревновании маленьких машинок иногда рождаются технические открытия. И волгоградские, и астраханские исследователи уверены: их разработки не просто заставляют роботов двигаться, возможно, очень скоро они принесут пользу людям.