Третья годовщина Майдана — новые провокации и стычки с полицией в Киеве
Кризис на Украине — одна из главных тем, по которой Виталию Чуркину приходилось жестко отстаивать позицию нашей страны. Сегодня в Киеве отмечают третью годовщину кульминации Евромайдана, когда в центре столицы от пуль до сих пор неизвестных снайперов погибли десятки людей. Насильственная смена власти привела в итоге к войне на юго-востоке Украины.
Накануне радикалы устроили в Киеве массовые беспорядки. Сегодня полиции в центре города больше, чем митингующих.
Третью годовщину Евромайдана Киев отмечает под усиленным присмотром полиции. На улицы вышли почти семь тысяч правоохранителей, повсюду рамки металлоискателей. Дороги в центре города перекрыты.
Днем на Крещатике задержали молодого человека, который пытался пронести на Майдан гранату. Имеет ли он отношение к участникам митинга, который прошел накануне, пока не сообщается. Но вчерашние протесты радикалы угрожают повторить.
Четвертую неделю торговой блокады Донбасса националисты закончили накануне у стен президентской администрации. Требовали прекратить торговые отношения с неподконтрольными Киеву территориями. И их не волнует, что отказаться от донбасского угля – значит, остаться без тепла и света.
«Никто останавливаться не собирается. Именно здесь, на Банковой, находится главная диспетчерская торговли на крови, которой управляет Порошенко», - заявляет один из лидеров радикалов Семен Семенченко.
К митингующим из администрации Петра Порошенко накануне так никто и не вышел. Радикалы пытались заблокировать здание и установить палатки — помешала полиция. Несколько человек получили травмы, шестерых задержали, но уже к утру отпустили. Спустя три года после переворота его идеологи — по разные стороны баррикад.
Еще один удар со стороны бывших союзников президенту нанес член Радикальной партии Андрей Артеменко. Как утверждают журналисты The New York Times, депутат передал администрации президента США Дональда Трампа некий компромат на Порошенко. Речь идет "о платежках по Нацбанку, оборонке и оффшорным компаниям президента, подтверждающие его причастность к коррупции".
Впрочем, в ней украинского лидера обвиняют не только отдельные депутаты. По данным киевских социологов, рейтинг доверия к президенту за три года упал с 47 до 14 процентов. Еще на прошлой неделе в своей предпраздничной речи он словно пытался успокоить тех, кто в 2014-м стоял на Майдане и ждал изменений.
«Нам с вами рано собирать выводы, а тем более пессимистичные, о нашей революцию достоинства. Начатые ею процессы еще в полном разгаре, и я абсолютно убежден в оптимистическом их завершении», - заявил президент Украины.
Уверенность в успехе Порошенко придает явно не статистика. За три последних года ВВП Украины упал вдвое. Страна с уровнем роста экономики, как у африканского Судана, должна больше полутора триллионов гривен – более 60 миллиардов долларов. За долги перед международными кредиторами украинцы расплачивается космическими счетами за коммуналку. Горячая вода и отопление за год подорожали почти на 90%, электроэнергия - на 60%, природный газ — больше чем на 40%.
«3900 - только отопление, и в этой квартире прописан один пенсионер, плюс газ счетчик, свет счетчик - за месяц 8600. Все вместе одному пенсионеру на 1300 пенсии. А везде говорят, продавайте – берите меньше и не жалуйтесь», - возмущается жительница Одессы Татьяна Маслова.
События 20 февраля 2014 года унесли десятки жизней. Кто были эти снайперы, которые открыли огонь по протестующим и бойцам «Беркута», до сих пор неизвестно. Но своей цели они добились. Этот день стал решающим в трехмесячном стоянии на Майдане. В присутствии представителей Польши, Германии и Франции тогда еще президент Виктор Янукович подписал соглашение с оппозицией. С улиц были выведены силовики, но не ушла оппозиция. Уже через день Верховная Рада отправила Януковича в отставку. Европейские гаранты соглашения препятствовать не стали.
«Соглашение, которое было с Януковичем, это было не более чем красивая обманка, на которую он повелся. Им нужен был режим, который будет их слушаться, и они хотели реально, возможно, хотели сделать из Украины такую страну-выставку, показать всему постсоветскому пространству, что если вы отвернетесь от России, вы будете жить как на Украине, вот в такой замечательной красивой Европе», - считает Руслан Осташко, главный редактор интернет-издания POLITRUSSIA.
Но жить в псевдо-Европе захотела не вся Украина. Еще за месяц до отставки президента Верховный Совет Крыма заявил – в случае захвата власти подчиняться националистам не собирается. И в день, когда Виктора Януковича отстранили, крымские депутаты вместе с делегатами из Луганской и Донецкой областей собрались на съезд в Харькове. Это стало началом пути к созданию самопровозглашенных ЛНР и ДНР и воссоединения Крыма с Россией.
«Я совершенно убежден, что крымчане сделали правильный выбор. Такое количество строек, как сейчас, я никогда не видел, все в запустении было со времен Советского Союза», - говорит телеоператор Андрей Мордвинов.
То, что происходило на Майдане, Андрей Мордвинов видел через видоискатель своей камеры. Прежде чем вернуться в родной Крым, он работал оператором украинского канала. Рассказывает, как заставляли снимать истории избитых митингующих, но ни разу не показывали бойцов «Беркута», в которых стреляли, били камнями и поджигали. Правдивая картинка была невыгодна тем, кто совершал переворот. Нужны были жертвы среди мирного населения и враги в виде властей.
«Команды зачищать Майдан никогда не поступало вообще. Это все информационные вбросы и информационные фейки, о том, что якобы там есть команда разогнать Майдан. Эту информацию постоянно вбрасывали руководители этого Майдана со сцены и говорили, вот сегодня ночью нас придут разгонять. Но фактически такой команды не было», - рассказывает бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко.
Разогнать митингующих Янукович мог еще в ноябре 2013 года, когда все только начиналось. Но применять силу не советовали западные партнеры из США и Германии, те самые, что не жалели миллиарды долларов на оппозицию и рассказывали миру байки о борьбе за украинскую демократию. Кормили рассказами и толпу на Майдане, подогревая ее обещаниями светлого будущего и безвизового режима, который для Украины все еще лишь мечта.
«Они пришли к власти на их крови, сделайте людям хоть памятник. Объявили конкурс, и что и где, три года прошло. Даже пойти некуда, цветы положить, а они все сидят на своих постах», - говорит жительница Киева Павлина.
В годовщину Евромайдана цветы и свечи несут к поблекшим от времени фотографиям. Народный мемориал из обычных рамок и булыжников. Рядом скромный памятник от государства. Жертвам так называемой революции достоинства достойный мемориальный комплекс украинские власти обещают лет через 5-7 лет.
Недавний опрос населения Киевским международным институтом социологии показал, что события 2014 года каждый третий опрошенный считает вовсе не революцией, а незаконным вооруженным переворотом. Видимо, три года – достаточный срок, чтобы понять и цену идей, за которые стояли, и истинные цели тех, кто вел людей на Майдан.