Государственный долг Соединенных Штатов достиг рекордных 20 триллионов долларов
Дональд Трамп продолжает формировать свою команду. Горячка выборов прошла. Но проблемы никуда не делись. И главная проблема - это гигантский государственный долг Америки. Когда Обама пришел к власти, долг был около 10 триллионов долларов, а сейчас - почти 20 триллионов, плюс 10 триллионов всего за восемь лет.
61 с лишним тысяча долларов на душу населения, если разбросать на всех, включая стариков и младенцев. И 166 тысяч долларов - если считать только на взрослых, которые работают и платят налоги. Иными словами, дефицит государственного бюджета США составлял в среднем 7-8% от ВВП каждый год. В России сейчас дефицит порядка трех процентов. И мы переживаем, что вроде много. А в Америке восемь процентов!
Одна из причин такого дефицита - безответственная социальная политика. Все та же пресловутая политкорректность. Старая байка. Кому лучше всех живется в Америке? Одноногой черной одинокой американке с пятью детьми. Желательно, чтобы она была еще и лесбиянкой. Тогда все пособия, льготы и привилегии будут ее. Можно не работать.
Этот двадцатитриллионный долг нужно сократить. По крайней мере, остановить его рост. А значит, сокращать социальные расходы. И это еще мягкий вариант решения проблемы. Есть и жесткий вариант, радикальный. О нем все чаще говорят. Дефолт. Отказ американского государства платить по своим обязательствам. Скажете, это невозможно? Такое решение подорвет благосостояние Америки? Да, подорвет. Только другим странам станет еще хуже. Потрясения во всем мире могут относительно других стран улучшить положение США.
Кроме того, похожая ситуация ведь уже была, когда американское государство отказалось обменивать доллары на золото. Это было совсем недавно, в конце шестидесятых годов. Вызов бросил президент Франции, знаменитый генерал де Голль. Он очень не любил Америку.
«Пока западные страны Старого Света находятся в подчинении у Нового Света, Европа не может стать европейской. Если наши соседи отказались последовать за Францией в ее усилиях по созданию независимой европейской Европы, это произошло отчасти по той причине, что они опасались усиления нашей роли в такой Европе. Но главным образом потому, что в условиях «холодной войны» они во всем отдают предпочтение своему желанию иметь американскую защиту», - говорил Шарль де Голль.
Де Голль предъявил к обмену на золото полтора миллиарда долларов. Был колоссальный скандал. Президент США Джонсон сказал - старик сошел с ума. Но доллары были обменены. Только стало ясно, что никакого золота, чтобы обменять все доллары, не хватит. Финансовая система мира тогда устояла, потому что ей нужны деньги. А деньги - это доллары, пусть даже бумажные. Американская экономика доминировала в мире. Альтернативы доллару не было.Чем похожа сегодняшняя ситуация на ту, полувековой давности? Сегодня к обмену могут предъявить не доллары на золото, а американские государственные облигации на доллары. Причем, золото хотя бы материально, его добыть можно. А облигации - это просто бумага или даже запись в электронной бухгалтерской книге. Фикция. А как эти облигации погасить? Только напечатав триллионы долларов. И в этом случае американская валюта просто рухнет. Пока это кажется теорией. Но ведь и уход от золотого стандарта в свое время тоже казался невозможным. Рано или поздно проблему американского долга придется решить. А пока пытаемся понять намерения Трампа, присматриваясь к его команде.
Кадры решают все, а кто эти кадры - решает Трамп. Но формирование администрации сейчас замедлилось. С одной стороны, в США из-за Дня благодарения рабочая неделя закончилась в среду, а с другой - у Трампа нет опыта госслужбы, скамейка запасных в его команде, во-первых, очень короткая, а во-вторых - специализируется на ведении бизнеса, а не управлении государством, отношения же с многими коллегами по партии испорчены еще во время «праймериз».
Но кадровый голод не тетка. И вот на этой неделе на должность представителя США при ООН Трамп выдвигает губернатора Южной Каролины Никки Хейли, никогда не занимавшуюся внешней политикой. Совсем недавно она призывала голосовать за кого угодно, только не за Трампа, а он говорил, что жители Южной Каролины стыдятся ее. Еще одного своего критика, вероятно, самого жесткого, Трамп рассматривает на пост главы Госдепа. Республиканец Митт Ромни, бывший губернатор штата Массачусетс, а ныне епископ-мормон, публично называл Трампа «аферистом» и «мошенником», а тот в ответ называл Ромни «неудачником», который «подавился, как собака». В минувшие выходные политики встретились, переговоры продолжались полтора часа. По их итогам журналисты ждали объявления о назначении. Не дождались.Не исключено, что Трамп и Ромни не сошлись в подходах к главным вопросам внешней политики. Например, известно, что Ромни считает Россию «геополитическим врагом номер один», а Трамп, наоборот, хотел бы улучшить отношения с Москвой.
На пост госсекретаря, как считается, также претендуют бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани и Джон Болтон, бывший постпред США при ООН. Но на ком остановит Трамп свой выбор, политологи предсказать не берутся.
«Очень сложно предсказать, что он сделает. Трамп не был политиком. У него, как говорится, нет отпечатков пальцев. У него нет опыта госслужбы, нет должностной истории. И американцы до сих пор пытаются понять, кто он на самом деле, во что он на самом деле верит, и что он будет делать, став президентом», - говорит политолог Рэй Макнелли.
Отвечая американцам на подобный вопрос, Трамп обнародовал план на первые сто дней своего президентства. Пункт номер один - выход из Транстихоокеанского партнерства. Это торговое соглашение, которое объединяет 12 стран Азиатско-тихоокеанского региона, и его цель - создание зоны свободной торговли с низкими таможенными пошлинами и едиными правилами.
«С первого же дня я начну переделывать наши законы и возвращать наши рабочие места. Давно пора. Я издам уведомление о намерении выйти из Транстихоокеанского партнерства, этой потенциальной катастрофы для нашей страны. Вместо этого мы заключим честные двусторонние торговые соглашения, которые вернут в Америку рабочие места и производство», - заявил Дональд Трамп.
Это соглашение с самого начала вызывало в США сопротивление, но администрация Обамы настояла на нем, исходя, в первую очередь, из геополитических соображений - закрепиться в регионе. Внешняя политика оказалась важнее внутренней.
«С точки зрения американских правых, Соединенные Штаты, подписывая это соглашение, теряют некоторые суверенные возможности разрешения конфликтов. С точки зрения американских левых, как договор о Транстихоокеанском партнерстве, так и соглашение, которое разрабатывалось параллельно с Европой, Трансатлантическое соглашение, не отвечают интересам американского рабочего класса», - поясняет политолог Виктор Олевич.
В Институте мировой экономики Петерсона считают, что после выхода Вашингтона из партнерства рабочих мест в США, конечно, станет больше, но и минусов от такого шага все равно много.
«Если бы партнерство заработало, то США ежегодно бы получали дополнительно полпроцента ВВП, два триллиона долларов в год. Теперь США теряют легкий доступ к важным рынкам Японии, Малайзии и Вьетнама. С экономической точки зрения это - упущенные возможности. Но есть еще и геополитический аспект. Как это воспримут наши партнеры? США развернулись и ушли из региона. Ну, ладно, скажут они, и начнут сближаться с Китаем, нашим конкурентом», - считает эксперт Института мировой экономики Петерсона Гэри Хуфбауэр.
Перенос производства обратно в США неизбежно увеличит стоимость товаров: и рабочая сила в Штатах дороже, и налоги выше. Трамп обещает их снизить, но в плане на первые 100 дней про это нет ни слова. Например, если начать собирать айфоны не в Китае, а в США, то, по оценке экспертов, стоимость аппарата увеличится вдвое, на что в команде избранного президента говорят: безработному американцу все равно, сколько стоит айфон, ему есть нечего.
Стивен Бэннон, в недавнем прошлом - главный редактор праворадикального информационного сайта, а ныне - старший стратегический советник Белого Дома, цели и средства формулирует так: «Чтобы сделать Америку вновь великой, нужно превыше всего ставить ее интересы».
«Я - националист. Я - экономический националист. Глобалисты распотрошили американский рабочий класс и создали средний класс в Азии. Если у нас все получится, за нас будут голосовать и белые, и черные, и испаноговорящие, и мы будем править 50 лет. Демократы общались лишь с теми, у кого компании с миллиардным оборотом. Но реальная жизнь другая. Демократы перестали видеть, что в мире происходит», - говорит он.
Второй пункт плана Трампа - энергетика. Он собирается отменить все ограничения в этой области, в том числе, снять запрет на разработку шельфовых нефтяных месторождений.
«Я отменю ограничения, убивающие рабочие места, в области производства энергии в Америке, включая энергоресурсы на шельфе и уголь, создав миллионы высокооплачиваемых рабочих мест. Это то, чего мы хотим, то, чего мы ждем», - заявляет избранный президент.
Эта мера - палка о двух концах, считают эксперты. За бумом нефтедобычи может последовать снижение цен на сырье, и в первую очередь, от этого пострадают штаты, поддержавшие Трампа.
«Для экономики США дешевая нефть, в целом, выгодна, мы все-таки импортируем нефтепродукты. Но проблемы начнутся у штатов-производителей нефти. Например, Техас, Нью-Мексико, Оклахома, Луизиана, Аляска пострадают от падения мировых цен на нефть. А они традиционно поддерживают республиканцев. При этом «в плюсе» окажутся штаты-потребители, такие как Нью-Йорк, Калифорния. А они - за демократов. И перед Трампом дилемма: своими действиями он может ухудшить благосостояние своих избирателей и улучшить положение своих оппонентов», - говорит Гэри Хуфбауэр.
Одно из своих главных предвыборных обещаний Трамп пока затронул лишь вскользь. Он сказал, что поручит Министерству труда расследовать нарушения визовых программ иммигрантами. Ни слова - о стене на границе с Мексикой.
«Он не сдержит это обещание. Это был символ, предвыборный трюк, который он использовал, чтобы получить поддержку тех, кто недоволен количеством нелегальных мигрантов, которые приезжают в США», - считает директор Центра по вопросам Конгресса и президентства Американского Университета Джеймс Тербер.
Некоторые обещания Трампа, видимо, так обещаниями и останутся. Например, вот это. «Если я выиграю, я поручу моему генеральному прокурору назначить специального прокурора, который расследует вашу деятельность», - заявил он на дебатах с Хиллари Клинтон.
Несколько дней назад будущий президент во время посещения редакции газеты «Нью-Йорк Таймс», по словам очевидцев, сменил тон.
«Я не хочу причинять Клинтонам боль. На самом деле, не хочу. Она через многое прошла и сильно по-разному настрадалась», - сказал Дональд Трамп.
Но будет ли Трамп главой государства, вопрос пока еще открытый. Среди выборщиков зреет бунт. Американская система устроена так, что именно они, а не простые избиратели, решат, кто будет президентом. Произойдет это 19 декабря.
Формально выборщик должен голосовать за того кандидата, который победил в его штате. Но если он нарушит это правило, то максимальное наказание, которое ему грозит - штраф в одну тысячу долларов. Когда законы принимались, эта сумма была заоблачной, но с тех пор обман перестал быть особо дорогим удовольствием. Недобросовестные выборщики - явление не частое, лишь десять случаев за 100 лет, но сейчас выборы раскололи общество.За Клинтон проголосовало на два миллиона больше человек, а победил Трамп - таковы странности системы. И теперь в интернете почти пять миллионов американцев подписались под обращением к выборщикам голосовать не за него, а за нее. На штраф обещают скинуться, как уже скинулись кандидату в президенты от партии «зеленых» Джилл Стайн. Она подала заявку на пересчет голосов в штате Висконсин.
Стайн предполагает, что итоги голосования могли быть изменены в результате кибератак. На следующей неделе она планирует начать оспаривать цифры в Пенсильвании и Мичигане. Во всех трех - небольшой перевес у Трампа. На втором месте - Клинтон, и ее штаб идею пересмотра поддержал. Чтобы оплатить процедуру пересчета, Стайн надо было два миллиона долларов. Ей в интернете моментально собрали уже больше шести. Что, впрочем, неудивительно, многим крупным компаниям невыгоден президент Трамп. В их бизнес-плане - президент Клинтон. Если в результате пересмотра республиканец лишается победы в этих штатах, он не набирает необходимые для избрания 270 голосов выборщиков. И тогда впервые в истории США почти уже объявленный президентом кандидат, начавший формировать администрацию, огласивший план реформ, в Белый дом не попадает.