Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 октября 2016, 12:21

В Польше в возрасте 90 лет скончался классик мирового кинематографа Анджей Вайда

В Польше скончался Анджей Вайда, режиссер с мировым именем, картины которого стали классикой. Он работал в разных жанрах - от политической драмы до комедии, получил все главные награды кинематографа. Еще при жизни его называли великим художником. В последнее время Вайда тяжело болел, ему было 90 лет.

Герой своего времени, идущий против течения. Он заставлял думать и каяться, верить и прощать. Художник, который не создавал новую реальность, но именно его называют создателем нового польского кино. Как говорил сам Анджей Вайда, до него снимали фильмы, но «мы сделали польский кинематограф».

«У каждого времени, у каждой дружбы - свои парламентеры. Я - один из них. И мне пристало это делать, потому что режиссер - это не тот, кто развлекает по вечерам. Это тот, кто заставляет думать», - говорил он.

Кадры выступления Анджея Вайды в Москве. Он всегда и везде считал своим долгом говорить со зрителем. По-отечески, с улыбкой, не поучая, а объясняя. Любя. Он не мог и не хотел скрывать той правды, что жгла ему сердце.

В 2007 Вайда снял «Катынь». Фильм о трагедии, которая так сильно ранила, и информация о которой долгое время была под запретом. Среди погибших в плену был отец Вайды. Свою ленту он снимал так, как велела ему совесть: сцены расстрела заставляют пережить шок. Но в этом же фильме - и трагическая история советского офицера, который спас от НКВД жену и дочь поляка, а свою семью спасти не смог.

«Я сделал это ради отца, расстрелянного в Катыни, ради 22 тысяч поляков, для которых Катынь стала братской могилой, ради будущего, в котором Катынь не должна стоять между нашими народами. Ведь нужно разделять расстрелы и ложь, которая покрывала все эти годы трагедию двух народов. Я был обязан сделать это, чтобы дать возможность для дружбы двум соседям, русским и полякам», - говорил Анджей Вайда.

Анджей Вайда награжден российским Орденом Дружбы. В мире кино он - настоящий Кавалер Славы. Первый приз - в 1975 году на Московском кинофестивале, затем венецианский «Золотой лев» и «Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля - мировое признание. «Оскара» режиссер получает за выдающийся вклад в киноискусство.

«Это награда не мне. Это - всему польскому кино», - сказал он на вручении награды.

Анджей Вайда родился в 1926 году в семье офицера и учительницы. На третьем курсе бросает Академию искусства, уходит в кино. Уже через пару лет его почерк знает весь киномир. Он снимает то, что видит и чувствует. Без компромиссов: «Канал», «Поколение», «Пепел и алмаз» — картины о том, как война отразилась на жизни целого поколения поляков. Вайда - один из них. В «Земле обетованной» режиссер показывает обратную сторону мечты. Зрители читают его послания взахлеб. Фильм «Пан Тадеуш» в Польше посмотрели 13 миллионов зрителей - 60% населения страны. Но для властей Польши и Советского Союза он - вольнодумец, который слишком многое себе позволяет.

«Я знаю, что был у вас идеологическим анти-идолом. Помню, как во все польские газеты пришла инструкция: фильмы хвалить, режиссера не замечать. Это смешно, но благодаря «железному занавесу» меня лучше слышали в Москве, чем в Варшаве», - рассказывал Анджей Вайда.

Тогда за Тарковским кто-то записывает фразу «Уеду в Польшу, пойду к Вайде ассистентом». Но сам Вайда рвется в Москву. Он мечтает поставить спектакль «Бесы». Запрещают. Вайда терпеливо ждет. Достоевский для него — особенный писатель. Режиссер 30 лет изучал его творчество и написал книгу «Достоевский. Театр совести». Когда железный занавес пал, Вайда вернулся в Россию и первым делом поехал в музей писателя. В руках – подарок, портрет, нарисованный самим режиссером. Понять русского классика Вайде помог трагический случай.

«У нас премьера, и умер один актер. Мы долго спорили, играть или нет. Тогда исполнитель главной роли, который мог напиться или сорвать репетицию, сказал: давайте почтим память коллеги. Своим поступком он как бы возвысился над нами. Тогда я стал лучше понимать Достоевского, ведь его персонажи, порой совершающие неблаговидные поступки, открывают нам необычайную глубину своей доброты», - рассказывал режиссер.

Вайда хотел поставить спектакль в московском «Современнике». Ведь у них одна судьба на двоих - в 70-е Вайда в Варшаве и «Современник» в Москве взрывали умы. То, что говорили они, слушал весь мир, их называли явлениями века в мировой культуре. Не менее ярким явлением стала и сама долгожданная театральная постановка.

Анджей Вайда любил говорить: художник стоит столько, сколько стоит его последняя картина. Выбрать только одну работу режиссера, сейчас, пожалуй, вряд ли кто-то решится. Ведь каждому фильму он отдавал всего себя, словно это и есть его последняя картина.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей