Вместе со спортсменами путь к медалям проходят их тренеры
Праздник невозможен без тренеров. Наставник на самом деле проходит такой же путь к медали, как его ученик. Все даже более сложно, когда сам для себя знаешь, как надо, но показать это так, чтобы победить, должен кто-то другой.
Однажды владелец популярного футбольного клуба сказал: «Тренер – это 10% успеха команды». О справедливости этих слов в футболе спорят до сих пор. В большинстве других видов спорта этот вопрос не стоит. Как, например, оценить в процентах вклад тренера в победу гандболисток? Говорят, за каждым выдающимся мужчиной стоит выдающаяся женщина. За выдающейся женской сборной по гандболу стоит демонический Евгений Трефилов.
Чтобы его понять, не обязательно разбирать слова. Это тренировка между двумя отборочными матчами игр в Рио. Во время первого Трефилов потерял голос. Команда выиграла оба.
Сборную Трефилов возглавил в 1999-м. Вообще с гандболистками работает с 1984-го. Утверждает, что все равно женщин так и не понял. «Мне бы, - говорит, - залезть в их черепушку да посмотреть, что там».
Четыре раза он приводил команду к титулам чемпионов мира. Олимпиада не давалась. В 2008-м в Пекине они остановились в шаге от золота, обидно уступив норвежкам.
«Хочу выиграть. Очень хочу. Но это я последний раз сказал. Теперь только если 20 августа», - сказал Евгений Трефилов.
До 20-го, до финала Олимпиады в Рио они сыграли еще 7 сложнейших матчей, в любом из которых россиянки, положа руку на сердце, могли и проиграть. Но не проиграли: в каждую из них словно вселилось по маленькому Трефилову. Они выгрызали победы одну за другой – на грани своих возможностей и его инфаркта. В разгар одного из матчей Трефилов, по его словам, был готов пойти и повеситься в женском туалете.
Тот матч россиянки выиграли, уступая по ходу семь мячей. Победили и в эпической полуфинальной битве с норвежками, которые 8 лет назад не пустили Трефилова к золоту Пекина. После финальной сирены обе команды рыдали в полном составе. Тренер потом скажет: в раздевалке вой стоял, будто хороним кого-то.
Трефилов – великий мотиватор. То сравнивает своих гандболисток с десантниками, которые к тому же успевают отряхивать коленки, то как раз с мастерами кожаного мяча.
«Мои подопечные становятся похожи на российских футболистов. А это, как вы понимаете, не самое лестное сравнение. Гол забьем и охраняем. Однако, в отличие от них, мы хотя бы выигрываем. А вообще ругался я много сегодня», - говорит он.
Ругался – это мягкое слово. Трефилов не стесняется в выражениях. Говорит: “Не поеду тренировать за рубеж - там просто посадят за такие методы работы».
«Я где-то немножко могу сорваться и немножко сесть. Или мести улицы, или присесть. У них хоть и тюрьма хорошая, но ну ее! Не хочу! Это помнишь как там — или в загс, или к прокурору — не хочу!» - говорит Трефилов.
На бровке он мечет громы и молнии. 20 августа победой в финале Трефилов доказал: он не просто громовержец, но действительно – гандбольный Зевс. Олимпийское золото наши девушки не выигрывали 36 лет.
После финального матча Трефилов выглядел абсолютно счастливым. Расточал комплименты своим красавицам, говорит, сегодня можно. А завтра все начнется с нуля.
Знакомая песня, только в женском исполнении. Назвать это трефиловскими нотками не позволяет послужной список Татьяны Покровской: ее собственным именем впору называть что угодно. В тренерском штабе еще сборной СССР по синхронному плаванию она, страшно сказать, с 1981 года. В 1998 году стала главным тренером сборной России. С тех пор команда завоевала все золотые медали на всех Олимпиадах абсолютно.
«Уж если работать, надо жить этой работой. Потому что как люди искусства, так и в спорте, люди ненормальные, crazy. Мы все немножечко сдвинутые», - отмечает Татьяна Покровская.
О ее методах работы тоже ходят легенды. Покровская - тиран, Покровская - диктатор, Покровская не терпит возражений. Чуть схалтуришь, слукавишь, пропустишь пару тренировок – привет, твое место занято. Желающих тьма.
«Они должны чувствовать, что Покровская слона научит танцевать. Мне нужно, чтобы они верили в меня как специалиста. Любви я не копаю. Зачем они должны меня любить? Это совершенно необязательно», - говорит Татьяна Покровская.
«Осуждать Татьяну Николаевну, что она излишне жесткая, нет никакого смысла, потому что главное — золото, а уж с золотом проблем нет. Попадешь в сборную к Покровской, удержишься там, сдюжишь – считай полдела сделано», - говорит двукратная олимпийская чемпионка Алла Шишкина.
«Поразительно и удивительно, что прошло столько лет, столько четырехлетий, и даже внутри этих четырехлетий сменяются поколения синхронисток. Приходят разные синхронистки, готовые, может быть, не до конца готовые, разного уровня, талантливые, трудолюбивые — разные синхронистки приходят. Татьяна Николаевна их всех доводит до определенного уровня, чтобы они все были похожи, чтобы все выходили, работали как одна, и все непременно выигрывали золото», - отмечает трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева.
«Кстати, сейчас очень много новеньких. И я, как учительница начальных классов, иду опять в первый класс, набираю», - говорит Татьяна Покровская.
Выпускной класс в Рио привычно закончил школу Покровской с золотой медалью. Безупречное выступление как дуэта, так и группы, показавшей программу, до которой серебряным призерам - китаянкам – как из Пекина пешком, не только по сложности, но и по эмоциям. Недавно у Покровской за один год умерли муж и 15-летняя красавица-внучка. Утешение она искала в работе. Победная программа называется «Мольба».
«Просьба у неба помочь, когда трудно, раздвинуть все трудности. Потом девчонки видят такой просвет в небе и улыбаются, что он действительно есть», - поясняет Татьяна Покровская.
Все же не только в титулах дело, раз команда приняла эту программу и прониклась ей от волос до пяток. Разделила боль тренера, который не просто тренер.
«Они же чувствуют, что это человек, который приносит им результат, жизнь приносит, все, что они имеют. Но когда они заканчивают, эти отношения теплые, даже не дружеские, я чувствую, будто я мамка какая-то», - признается Татьяна Покровская.
Завершая карьеры, бывшие воспитанницы не становятся бывшими: навещают, приезжают с детьми. Характерный штрих – отношение к «мамке-Покровской» настоящих матерей ее учениц. Например, мама теперь уже пятикратной олимпийской чемпионки Светланы Ромашиной.
«Может быть, кто-то говорит, что она суровый человек. На тренировках девчонок, конечно, заставляет работать. Ну, хочу сказать, что в жизни она абсолютно другой человек, она очень общительная, у нее безумно хорошее чувство юмора, она просто душевный человек, с которым хочется общаться», - признается Татьяна Ромашина.
От иностранца особой душевности у нас обычно не ждут. Да и не ею приехал делиться генеральный менеджер сборной по фехтованию. Кристиан Бауэр 10 лет завоевывал олимпийские медали, тренируя соотечественников-французов, еще четыре года то же самое в Италии, еще четыре – в Китае. Россиян к олимпийскому золоту он вел с 2010-го.
«Я немного отличаюсь от других. И мои отношения со спортсменами достаточно сдержанны, поскольку я против фамильярности. Я достаточно суров со спортсменами, с самим собой, однако всегда стараюсь быть справедливым. Считаю, что это очень важно - быть справедливым во всем», - отмечает генеральный менеджер сборных команд России по фехтованию Кристиан Бауэр.
Четыре года назад в Лондоне Бауэр не впечатлил: всего три медали и ни одной золотой – явно не то, чего ждали от российских мушкетеров. Даже выигравшая все и вся великая Софья Великая осталась лишь с серебром. С французом хотели распрощаться, но Великая вступилась: «Дайте Кристиану поработать». А руководство Федерации фехтования проявило редкую для спортивных чиновников мудрость и уж подавно экзотическое терпение: контракт с Бауэром продлили на пять лет.
«В 2012 году Софья Великая не смогла стать олимпийской чемпионкой, поскольку перенервничала, потеряла контроль. Хотя по всему она должна была победить. Во время подготовки к Рио я много работал над психологическими установками. Пытался добиться, чтобы спортсмены не думали о конечной цели, о последствиях, а только о том, что есть здесь и сейчас», - поясняет генеральный менеджер сборных команд России по фехтованию Кристиан Бауэр.
В Рио-2016 француз выложил на фехтовальную дорожку пухлый отчет о проделанной работе. В финале личного турнира саблисток впервые в истории сошлись две россиянки, как пошутил Бауэр, удобно, работать не надо: все равно победит твоя подопечная, вышел бы покурить, да не курю. Отошедшая от Лондона Великая сошлась с Яной Егорян - юной звездой, успевшей вспыхнуть за эти годы под бдительным оком Бауэра. Молодость справедливо победила, а днями позже Великая восстановила и высшую справедливость – все-таки став олимпийской чемпионкой. В команде с той же Егорян, Екатериной Дьяченко и Юлией Гавриловой - команде Бауэра.
«Когда он чувствует, что в команде какие-то разлады, не то чтобы серьезные, а что есть какие-то недопонимания, он всегда делает так, что, возможно, даже против него люди дружить начинают. Как мне кажется, у него все спланировано, он не умеет что-то спонтанно делать, он всегда думает наперед», - отмечает олимпийская чемпионка Юлия Гаврилова.
В итоге российские фехтовальщики только золотых медалей завоевали в Рио четыре, рассчитывали на две. Главный тренер сборной Ильгар Мамедов обещал: если спортсмены выполнят командный план, он побреется наголо. Пришлось выполнять со словами «долг платежом страшен».
«Когда два золота уже было, Соня Великая начала мне слать: «Когда мы увидим это шоу?» То есть они уже ждали после двух золотых медалей. Я говорю: «Ну, подожди конца соревнований, давайте хоть дождемся. Ну, и к радости пришло третье золото, потом еще и четвертое золото. Ну, хорошо, что только мою голову обрили, все остальное оставили в целости и сохранности», - признается главный тренер сборной России по фехтованию Ильгар Мамедов.
История великих побед, равно как и поражений, лучшее доказательство: тренер не ассистент, а полноправный соавтор и одного, и другого. Хотя минуточку…
«Работа тренера заключается в том, чтобы не мешать. Практически на 85% все принимает на себя спортсмен. Вся ответственность на нем. По крайней мере, в нашем виде спорта, не ты дерешься, он выходит. От тебя зависят только маленькие нюансы. Чуть-чуть подправить, чтобы он не ушел в сторону», - отмечает тренер Алексея Денисенко Станислав Хан.
Чтобы понять масштаб этого чуть-чуть и цену 15 тренерским процентам, лучше слушать не скромного Станислава Хана, а его воспитанника, серебряного призера Рио в тхэквондо Алексея Денисенко.
«Он и друг, и собеседник, он в зале и отцом является, и воспитателем характера - все в одном лице, это вот мой личный тренер», - отмечает призер Олимпийских игр Алексей Денисенко.
Алексей со Станиславом всю карьеру бьют рекорды. То три года подряд выигрывают чемпионат России, каждый раз меняя весовую категорию. То едут в Лондон и впервые завоевывают для страны олимпийскую медаль в мужском тхэквондо. То в Рио впервые же берут серебро. До первого золота России чуть не дотянулись, но этот рекорд планируют на Игры-2020.
«Нам есть куда расти. Я благодарен за это небесам, что у нас есть мечта. Отними у человека мечту, говорят, и он не будет знать, куда идти», - говорит Станислав Хан.
Общие мечты и общие цели не раскладываются на проценты. На тренировках будущие чемпионы и их наставники порой готовы запустить друг в друга чем-то тяжелым, но вот звучит финальный свисток, гонг, сирена, истекают последние секунды, выставляются итоговые оценки, и борцы, боксеры, гимнасты и ватерполисты, брутальные мужчины и изящные женщины, захлебываясь слезами счастья, бегут душить в объятиях своих тренеров. На пути к вершине они оставили сожженные нервы и порванные голосовые связки. Но они прошли его вместе.