В России в эти дни вспоминают катастрофу теплохода «Булгария»
Пять лет назад обычный прогулочный рейс на Куйбышевском водохранилище закончился гибелью 122 человек. Причинами трагедии назвали плохое техническое состояние теплохода и нарушения правил его эксплуатации.
Но, как показывают проверки, до сих пор для многих организаторов речных круизов, произошедшее с «Булгарией» так и не стало уроком.
Прогулка по Оке как веселая игра. Причем воспринимают несерьезно ее не только дети. На сто человек здесь всего два члена экипажа: капитан и следующий по рангу… бармен.
«Нормально» – это спрятать спасательные жилеты под замок. «Нормально" – не проводить инструктаж. Капитан отмахивается – прогулка-то всего полтора часа.
В многодневном же круизе действительно пассажиров собрали сразу, как только отчалили. Это кадры из Казани. Капитан «Очарованного странника» плохо подготовился к демонстрации спасательного снаряжения. Памятки в каютах мелким шрифтом, инструкция еле видна, средства связи неисправны - все эти нарушения считаются незначительными.
Серьезно – это когда нет лицензии и судовых документов, нехватка спасательного оборудования или технические неполадки. Весной перед навигацией каждый теплоход проходит обязательную проверку. Но ведь ее как-то прошла и «Булгария».
После катастрофы система ужесточилась. Теплоходы стали чаще инспектировать. Теперь каждому судну присвоена степень риска: малый, стандартный и высокий – зависит от того, сколько корабль получил штрафных баллов. Например, если его возраст перевалил за 30 лет, дают 20 очков. Суда высокого риска контролеры посещают раз в два месяца.
"Конечно, по совокупности всех этих факторов «Булгария» была бы в высокой степени риска. И она была бы проверена перед началом навигации. И, учитывая известный факт, что у нее был неработающий главный двигатель, конечно, была бы задержана и в рейс бы она не вышла. Все должны очень ответственно относиться к своему делу для того, чтобы такой трагедии у нас больше никогда не произошло", - заявил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин.
Фактор, который сложно учесть, - человеческая ошибка. Недисциплинированный экипаж, плохо обученные матросы и малоопытные капитаны, халатность и беспечность. В итоге суда на российских реках таранят друг друга.
"Нами выявляются нарушения в деятельности контролирующих органов в данной сфере. Например, при дипломировании экипажей судов мы тоже их проверяем", - сообщил начальник отдела северо-западной транспортной прокуратуры Владимир Китаев.
И еще одна проблема отрасли - старение теплоходов. Средний возраст речного флота сегодня – 40 лет. Больше чем за полвека на воду в России спустили только один круизный лайнер — это «Александр Грин». И тот построен с использованием элементов корпуса старого корабля.
Как заверяют чиновники, у судоходных компаний сегодня есть в проекте строительство круизных теплоходов с нуля, но всего трех. Маленький шаг к тому, чтобы обеспечить туристов современным речным транспортом.