В Белоруссии завтра начинается денежная реформа
Белорусские миллионы уходят в прошлое - уже завтра в стране появятся в обороте купюры нового образца. Курс - один рубль вместо 10000. Банкноты давно лежат в хранилищах Нацбанка, в 2008-м деноминацию отложили на фоне мирового экономического кризиса.
На центральном рынке Минска людно даже в будний день. Телятина по 150000 рублей за килограмм, картошка – по 10000, молоко примерно так же. Хочешь закупить продуктов на неделю, без миллиона в кармане тут делать нечего.
Конечно, приятно думать, что твой бумажник буквально распух от наличных. Но до последнего времени в Белоруссии это была лишь иллюзия состоятельности. В глазах рябит от нулей. Самая крупная купюра сейчас – это 200 000 белорусских, примерно 700 российских рублей по нынешнему курсу. Самая мелкая – 100 рублей.
Сегодня – последний день, когда можно расплачиваться только купюрами образца 2000 года. Уже завтра, когда в стране официально стартует деноминация, всюду появятся новые деньги. С банкнот исчезают сразу четыре ноля! Еще полгода они будут в обращении наравне со старыми, а потом белорусские миллионеры вместе с миллионами постепенно уйдут в историю. Чтобы люди заранее привыкали к новой экономической реальности, на всех ценниках в магазинах и на рынках давно написаны две цифры: до и после деноминации.
Кто-то даже смотрит на новые ценники с легкой ностальгией. Цифры, написанные красным маркером, навевают воспоминания о молодости и советских магазинах.
Нынешняя деноминация – уже третья в истории независимой Белоруссии. Денежную реформу задумали провести еще в 2008-м. Тогда же в Англии напечатали рубли с главными белорусскими достопримечательностями. Монетные дворы Литвы и Словакии выпустили копейки. Но наступил мировой финансовый кризис, белорусский рубль снова стал терять вес, и с обрезанием нулей решили повременить. Восемь лет новые деньги пролежали в хранилищах Нацбанка. И вот настал их звездный час. По мнению аналитиков, то, что номинально рубль потяжелеет в десять тысяч раз, возможно, укрепит доверие к национальной валюте.
«Очевидно, что это будет хорошим сигналом для населения, для субъектов хозяйствования, для наших партнеров внешнеторговых в первую очередь, о том, что власти страны нацелены на стабилизацию серьезно. Введение новых денег не делается с расчетом на то, что они будут девальвированы очень быстро в очередной раз и опять вернутся к нулям», - отметил заведующий кафедрой финансов международного университета МИТСО Вячеслав Ярошевич.
Многие белорусы, впрочем, к будущему нового рубля относятся с пессимизмом. Люди помнят и по шесть нулей на банкнотах в конце 90-х, и то, что за годы кризиса доллар подорожал почти в 10 раз.
Минторг тем временем обещает строго контролировать предприятия торговли и наказывать тех, кто решит взвинтить цены. В Нацбанке уверяют, что округление ни в меньшую ни в большую сторону невозможно – самая маленькая купюра 100 рублей превратится в копейку. Железные деньги, кстати, для белорусов в диковинку, последний раз они были в ходу еще при Советском Союзе. Люди покупают новые кошельки с отделами для мелочи, в банках устанавливают счетчики монет, а продавцы на рынках запасаются специальными лотками.
Тем, кто предпочитает безналичный расчет, проще. На банковских счетах нули исчезнут автоматически. Правда, в банках и магазинах предупредили: в первые дни деноминации с безналом и кредитными карточками могут быть проблемы. Ведь специалисты должны перенастроить огромное количество терминалов, кассовых аппаратов, обновить программное обеспечение и доставить новые деньги в тысячи отделений. Услышав это, белорусы ринулись запасаться наличкой, и у банкоматов выросли очереди.