Итоги референдума в Великобритании вызвали обвал курса британской валюты
Результаты британского референдума отразились на мировых биржах: атмосфера была нервной, котировки шли вниз. Курс фунта стерлингов обвалился до тридцатилетнего минимума, к вечеру падение замедлилось. К перераспределению финансовых потоков готовятся также за океаном. Кто будет считать убытки, кто окажется в плюсе, и как ситуация отразится на экономике нашей страны?
Как ни пугали британцев тем, что «Брексит» принесет каждому из них убытки, оказалось, предостережения услышало хоть значительное, но меньшинство. Не сработали ни объемные доклады МВФ, Всемирного Банка и Банка Англии, ни тревожные заявления британского правительства, ни призывы Барака Обамы из-за океана. Теперь, когда все решено, в качестве подтверждения своих слов противники «Брексита» указывают на нынешнее падение фунта на целых десять процентов. 1,36 доллара за фунт на бирже – в последний раз за такую низкую цену британскую валюту продавали в 1985 году. Глава Банка Англии пытается всех успокоить.
«Мы сделаем все, чтобы рынок приспособился к новым условиям, а британская экономика и дальше развивалась. Наша финансовая система очень сильно укрепилась за последние семь лет, она выдержит. И, подчеркиваю, мы готовились к куда худшим сценариям», - заявил глава Банка Англии Марк Карни.
К моменту выхода Британии из ЕС лондонский Сити стал главным финансовым центром ЕС. Теперь он неизбежно утратит часть прибылей и инвестиций. К радости конкурентов.
«Прежде всего последствия будут плачевными для самой Великобритании, так как многие банки уже заявили, что отвернутся от лондонского финансового рынка, Лондон является финансовой гаванью Европы. И если некоторые банки покинут Лондон и сфокусируются на континентальной Европе, как знать, может, от этого выиграют Парижская и Франкфуртская биржи», - предполагает экономический журналист из ФРГ Майкл Ваупель.
В подтверждение этих слов пришло сообщение Би-Би-Си: крупнейший американский банковский холдинг «Морган Стэнли» уже начал переводить две тысячи сотрудников своего лондонского офиса в Дублин и Франкфурт. Тревожная новость, но, по мнению главы Банка ВТБ, свою роль в мировой финансовой системе лондонский Сити скорее всего сохранит. Не стоит забывать о мощи британской экономики.
«Лондон останется крупным финансовым центром для нас, поэтому независимо от того, выйдет Британия из Европейского союза или нет, - там есть особенности, конечно, влияния на банковский сектор, на финансовые рынки, - но в целом он останется столицей финансовой. И я думаю, что мы продолжим работу там, у нас и банки есть, и мы не видим больших проблем здесь. Я бы не переоценивал глубину проблем, которая возникает. Экономика Великобритании - сильная экономика, большая, она занимает большую роль, но я думаю, что есть механизмы взаимодействия, в том числе и с ЕС, и соглашения о партнерстве, о свободных зонах торговли, которые урегулируют эти вопросы», - говорит президент-председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин.
К такому же мнению склоняется и главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик: «Я думаю, что вообще, конечно, мы можем увидеть в краткосрочной перспективе в течение следующих нескольких дней, недель достаточно значительные перепады в рыночных котировках; мы можем увидеть, вполне возможно, давление и на сырьевые рынки, но с точки зрения позиций Лондона как мирового финансового центра, я не думаю, что они были так напрямую связаны с членством Великобритании в ЕС».
Эксперты уверены, что вне зависимости от того, выиграет или потеряет Лондон от выхода из ЕС, есть тот, кто от этого выиграет точно. Вашингтон, который пытается склонить сомневающуюся пока Европу к созданию Трансатлантической зоны свободной торговли.
«Во-первых, они фактически добьются отделения Британии от Европы и присоединения более активного к Тихоокеанскому партнерству. Во-вторых, ослабится Лондон как финансовый центр. От этого выиграет Нью-Йорк как финансовый центр, ослабится Европа как единое целое, от этого тоже выиграет Америка. Ну и наконец, в условиях неопределенности все всегда бегут и складывают свои деньги в американские казначейские облигации, в доллары. Мы видим, что в результате сегодняшних событий есть очень большое падение разных валют - и евро, и фунта, и других; соответственно, рост доллара, повышение цены американских облигаций, падение нефти, то есть все, что происходит в условиях кризиса», - поясняет доктор экономических наук Константин Корищенко.
Британский и французский индексы прямо на открытии бирж подешевели на семь с половиной процентов, резко пошел вниз немецкий DAX. Просели, хоть и в меньшей степени, российский и китайский индексы. И, надо признать, к концу дня истерика валютных спекулянтов пошла на убыль. За несколько часов фунт начал карабкаться вверх и отыграл почти половину потерь к доллару и евро.
Экономист из Франции Шарль-Анри Галуа отмечает: "На финансовых рынках спекуляции будут, но это краткосрочные спекуляции. Это никак не повлияет на экономику Англии, естественно, если ЕС только не захочет выстрелить сам себе в ногу. Многие говорят: Англия вышла, давайте ее сейчас накажем. Вот только Англия давала денег больше ЕС, чем получала. Эти люди способны это сделать, потому что они одержимы идеей ЕС, наподобие как санкции против России. Не думаю, что все так произойдет. Они образумятся, но полностью исключать эту вероятность нельзя. Как и СССР — такие союзы не могут долго длиться".
По официальным данным, Британия не самый большой плательщик в бюджет Евросоюза, тем не менее ежемесячные платы Лондона в адрес Брюсселя составляли около полутора миллиардов фунтов. Противники членства в ЕС посчитали, что только на эти деньги можно построить четыре современных медицинских центра. И все же, кажется, даже евроскептики до последнего не верили, что Британия проголосует так. Лихорадка, охватившая финансовые рынки, падение нефтяных котировок, рост доллара и золота тому лучшее подтверждение.
Российский кабинет министров намерен свести к минимуму возможный негативный эффект. «Очень серьезно повысилась волатильность рынков сырья и фондовых рынков. Нас, конечно, это не радует. Это дополнительные риски для мировой экономики, стало быть, и для нашей экономики, которая является частью экономики мировой. Сейчас очень важно проанализировать последствия, принять уже наше, внутреннее решение в интересах российской экономики, что, естественно, и будет сделано правительством», - заявил глава российского правительства Дмитрий Медведев.
Глава российского Минфина поспешил успокоить тех в России, кого "Брексит" заставил нервничать.
«Решения, которые были сегодня приняты, действительно, не должны повлиять на финансовую ситуацию в России, поскольку это не связано с фундаментальными факторами роста, экономического развития Российской Федерации, и поэтому мы не видим существенных рисков для распространения серьезной волатильности на российские финансы», - сказал министр финансов РФ Антон Силуанов.
Большинство российских экспертов также призывают оценивать масштабы влияния «Брексита» на мировую экономику трезво.
Ведущий финансовый аналитик группы компаний "Телетрейд" Михаил Поддубский заявляет: «Результаты референдума, естественно, оказали негативное влияние на все валюты развивающихся стран, на российский рубль в том числе. Но, опять же, есть мнение, что в ближайшие дни ситуация здесь постепенно будет стабилизироваться. Поэтому сейчас для рубля есть все-таки факторы риска, но они носят иной характер. Это, возможно, коррекция на нефтяном рынке, это профицит рублевой ликвидности. Вот ближе к концу лета - началу осени есть вероятность того, что они могут реализовываться. Поэтому здесь давление на российский рубль может действительно возобновиться».
Эксперт считает: тем, кто намерен в этой ситуации застраховать от финансовых потрясений свои сбережения, лучше отдавать предпочтение доллару. Похоже, в ближайшее время он будет более надежен, чем евро.
Между тем с британской экономикой все сложно. Если от отделения выиграют, например, британские рыбаки - брюссельские ограничения на вылов уйдут в прошлое, польза для британской экономики в целом уже не столь очевидна. Неизбежно введение импортных тарифов Евросоюза, в том числе десятипроцентного налога на экспорт британских автомобилей в ЕС.
«По нашему мнению, проигравшим в этой ситуации окажется именно Великобритания. По оценкам наших экономистов, экономический рост в долгосрочной перспективе снизится на три процентных пункта в случае если Великобритания действительно выйдет из состава ЕС. В остальных странах ЕС рост тоже будет меньше, но размер снижения темпов роста будет не таким значительным, как Великобритании», - считает глава аналитического отдела UBS по России и СНГ Дмитрий Виноградов.
В более долгосрочной перспективе Лондонская школа экономики предсказывает падение ВВП Британии на целых девять с половиной процентов из-за сокращения торговли. Вряд ли этого не понимают в Лондоне и постараются смягчить последствия.
Профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев считает: «ЕС не заинтересовано в выходе Великобритании. В Великобритании само правительство, как мы знаем, тоже выступает за то, чтобы никуда не выходить. Поэтому они будут не торопиться, они будут все это замораживать, максимально, что называется, саботировать и придумывать самые разные отговорки для того, чтобы этот процесс продлился как можно дольше. Поэтому если и будут какие-то последствия, то они не резкие, одномоментные, и мы их практически все не ощутим».
Процесс цивилизованного развода с ЕС, может занять от двух до пяти лет. И этого времени вполне хватит на то, чтобы не допустить катастрофических последствий для экономик Британии и ЕС и мировой экономики в целом. Если, конечно, в ситуацию, как обычно, не вмешается политика. Ведь если Британия выйдет из ЕС с минимальными потерями, как поступят другие страны члены ЕС, где евроскептиков в последнее время становится все больше?