Мировые политические лидеры анализируют возможные последствия выхода Великобритании из ЕС
Пример Британии может оказаться заразительным. Где еще захотят провести референдум о выходе из ЕС? Прогнозы разные. Но большинство экспертов сходятся во мнении: Старый Свет - на пороге глобальных преобразований. Они явно ждали не этого. Европейские лидеры комментируют «Брексит», сверяясь с текстом, но это очевидно не тот текст, что они готовились прочитать этим утром. Признание провала дается с трудом.
«Последствия этого шага в ближайшие дни, недели, месяцы и годы будут зависеть от того, сумеем ли мы, 27 стран-членов Евросоюза, сделать быстрые и правильные выводы из нынешней ситуации. Иначе британский референдум лишь приведет к дальнейшему разделению Европы», - сказала канцлер ФРГ Ангела Меркель.
«Британцы проголосовали за выход из ЕС, это болезненный выбор, и мне глубоко жаль и Великобританию, и Евросоюз. Но выбор сделан, и мы должны его уважать. Европа не будет прежней, и люди ждут, что мы подтвердим приверженность ее ценностям - свободе, толерантности, миру», - заявил президент Франции Франсуа Олланд.
Слишком заметно: все эти призывы подтвердить приверженность и сделать выводы — лишь попытка скрыть растерянность. Никто не ждал, что «Брексит» станет явью.
«Не секрет, что мы желали другого исхода вчерашнего референдума. Я полностью осознаю, насколько политически важен и даже драматичен этот момент. Невозможно предсказать все политические последствия этого события, особенно для Великобритании. Но, безусловно, это не повод для истерик. Хочу всех заверить, что и к такому негативному сценарию мы были готовы. Как вы знаете, над Евросоюзом не всегда светит солнце. Последние несколько лет — самые тяжелые в истории ЕС, это правда, но я всегда помню слова отца: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее», - сказал председатель Евросовета Дональд Туск.
Слова председателя Евросовета прокомментировал политолог Сергей Михеев: «Дональд Туск сейчас пытается подбирать выражения, говорить, что Европа станет крепче — ну, конечно, станет крепче, позовите вместо Британии Украину, и Евросоюз станет гораздо крепче. Это хорошая мина при плохой игре».
Слушаешь еврочиновников — и создается впечатление, что они старательно обходят в своих выступлениях один тревожащий их момент. Журналисты же говорят без обиняков: «Брексит» породил страхи развала ЕС.
«С точки зрения лидеров стран ЕС такой исход референдума порождает страх дальнейшей дезинтеграции. Голосование показало способ покинуть ЕС, которым, возможно, захотят воспользоваться национально ориентированные политики в Нидерландах, Франции и еще где бы то ни было», - пишет газета «The Wall Street Journal».
И в этой связи заявления европейских политиков о том, что в их отношениях с Лондоном мало что изменится, выглядят то ли как сверхнаивность, то ли как самоуспокоение.
«Хочу подчеркнуть, что в отношениях между Европейским союзом и Соединенным королевством ничего не изменится. Соглашения с ЕС, связи, свобода передвижения работников, товаров, капиталов, права граждан ЕС практически во всех аспектах — все это остается в силе», - говорит и.о. председателя правительства Испании Мариано Рахой.
Верится с трудом. Ведь это же главный кошмар Брюсселя - фактически сказать странам ЕС «выходите, и вам за это ничего не будет». По логике, еврочиновники никогда такого не допустят. Впрочем, ЕС уже явно не тот, что был раньше.
«Евросоюз, который до этого только расширялся, который всем презентовал такую концепцию очень привлекательного, эффективного объединения, который на своих рекламных буклетах всем рисовал картинки, что якобы все страны хотят только вступить в Евросоюз, теперь встал перед серьезной проблемой. Политики в Брюсселе не хотят слышать голос народа. Посмотрите: референдум в Голландии по поводу Украины, референдум в Великобритании по поводу выхода из ЕС — в обоих случаях отрицательный ответ, то есть не тот ответ, который хотела бы услышать брюссельская бюрократия», - продолжает анализ политолог Сергей Михеев.
Проблема всего Союза - отсутствие сильных лидеров. Они ведь даже на «Брексит» жестко отреагировать не смогли. Брюссельские органы управления превратились в санаторий для политиков, часто не востребованных на родине.
«Они - политическое вторсырье, в структурах ЕС нет первоклассных политиков. Там работают в основном те, кто проиграл выборы у себя. И те, кто принимает решения в масштабах ЕС, крайне непопулярны в собственных странах, например Меркель и Олланд. Сейчас Олланда поддерживают 10-15 процентов избирателей, и на выборах в своей стране он не прошел бы и во второй тур. С лидерами и в ЕС, и в странах-членах вообще беда. Сами себе они кажутся сверхлюдьми, но в результате теряют чувство реальности. И вот — референдум во второй по величине экономике Европы, крупнейшей военной державе. Это сильнейший удар по европейскому проекту, навлеченный на себя политиками ЕС по причине собственной близорукости», - говорит британский журналист и историк Джон Локлэнд.
Дэвид Кэмерон попытался стать субъектом большой политики, говорил с Брюсселем с позиций сильного, да что там — с позиций шантажиста. Он ведь и референдум этот инициировал, чтобы выторговать для Британии побольше привилегий. Но в итоге просчитался.
«Очень жаль, что Дэвид Кэмерон перекладывает на того, кто будет премьером после него, всю эту историю с выходом из ЕС. Это ответственность Кэмерона, он инициировал этот референдум, он вынес внутрипартийный конфликт на уровень всего британского общества — ему бы и искать способ, как быстро провести в жизнь последствия собственных решений», - считает председатель фракции Социал-демократической партии Германии в Бундестаге Томас Опперманн.
«Конечно, референдум закончится вашим поражением, если вы на протяжении десяти лет будете ставить себя в оппозицию остальной Европе. Очень трудно выиграть в таких условиях. Что нам всем нужно вынести из этой истории — так это необходимость лучше разъяснять нашим гражданам европейские перспективы», - говорит федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн.
Но удастся ли внятно объяснить, например, немцам, почему они и впредь должны кормить слабые экономики на периферии Европы и хлынувших к ним мигрантов? И если со «своими» аутсайдерами еще как-то разобраться можно — миграционная волна, выходит-таки переломила хребет верблюду.
«Ключевую роль в том, как проголосовали британцы на этом референдуме, сыграл вопрос мигрантов. Население Великобритании пыталось найти решение как противостоять этой проблеме, как сделать так, чтобы их жизнь по-прежнему оставалась в их руках, и вот они приняли такое решение. Я считаю, это очень поучительно. Если Брюссель действительно обеспокоен происходящим, он должен больше прислушиваться к голосу народов ЕС. Вот главный урок референдума», - уверен премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
А ведь тот же Орбан об этом уже говорил, еще до болезненного урока. Говорили и европейские правые, которых в ЕС принято считать маргиналами, такой издержкой демократии. Теперь правые торжествуют.
«Для всех патриотов, для всех, кто любит свободу, это радостный день! Это не Европа умирает, это разваливается Евросоюз! Подобный референдум о будущем Франции в ЕС — демократическая необходимость. Французы имеют право выбрать путь свободы, который вернет стране полный суверенитет», - заявляет председатель партии «Национальный фронт» (Франция) Марин Ле Пен.
«Ожидать немедленного падения костяшек домино не следует, но во всяком случае те силы в ЕС, которые недовольны тем методом управления, который существует в ЕС, и брюссельской бюрократией, они могут активизироваться. В общем, мы вступаем в бурную, непредсказуемую эпоху, в которой будет непросто и ЕС, и Великобритании», - считает профессор Высшей школы экономики Леонид Поляков.
Стоит ли ждать перемены в «особых отношениях» традиционных союзников - Британии и США? С одной стороны, Барак Обама уже заявил, что намерен их сохранить. С другой - разочарование Белого дома очевидно: Лондон был ценным агентом влияния в ЕС. Обама специально приезжал в апреле - агитировал британцев остаться в Евросоюзе. Выходит, напрасно.
А вот Дональд Трамп доволен, он сейчас в Шотландии, которая, кстати, голосовала против «Брексита». Решение британцев Трамп назвал фантастическим, «они вернули себе контроль над страной», сказал он. Станет ли расплатой за это утрата влияния на европейскую жизнь?
В следующую среду в Брюсселе собирается саммит, на котором лидеры стран ЕС будут обсуждать «Брексит». Уже - в сокращенном составе. Без Британии.