10 месяцев плена, в котором держали Пальмиру, закончились.
Пальмира наша - это заявление сирийских военных. Взяли этой ночью, дрались ожесточенно. Из последнего укрепления - древней цитадели террористов выбивали с пятницы, били там и тут. Как побили - сорвали и сожгли черное знамя ИГИЛ, развевавшееся над городом.
Что от нее осталось - понять пока сложно, саперы говорят - уходившие исламисты заминировали весь исторический центр, по городу ходить до сих пор опасно. Но это - та самая Пальмира, с обложки школьного учебника истории за пятый класс. Фото, знакомое каждому - но этого амфитеатра уже нет, хранитель Пальмиры казнен, и образ - древняя жемчужина в крови - не просто журналистское преувеличение.
Пальмиру вернули. Военный эффект от этой победы не уступает политическому. Ведь это самое громкое поражение террористов за время войны. У них отбили город-символ, фактически визитную карточку этой Арабской республики. И теперь сирийские войска выходят на оперативный простор. До столицы террористов города Ракка на севере - пустыня, как и до их тыловой базы - города Дейр-эз Зор на востоке.
Древнюю Пальмиру сирийская армия вместе с союзными формированиями штурмовала 4 дня. Причем без спешки. Важно было не только выбить боевиков, но и максимально сохранить исторические памятники. Из-за этого артиллерию, тем более реактивную, использовали крайне выборочно, больше полагаясь на штурмовые отряды пехоты и ближний бой.
Этот город боевики запрещенной в России группировки ИГИЛ захватили 21 мая. И древний театр, и античные колонны стали декорациями к массовым казням военнопленных и гражданских, кого подозревали в лояльности к властям. Сирийская армия отошла и закрепилась в 5-7 километрах от города, не давая террористам развить успех и захватить крупное нефтяное месторождение Хаян и гигантское газовое Шаир: целых 108 скважин. Оба находятся между Пальмирой и Хомсом.
Отбивая высоту за высотой вокруг Пальмиры, армия фактически блокировала город с трех сторон. С четверга - упорные бои за аэропорт, гостиничные комплексы на окраинах, за жилые кварталы и последний штурм минувшей ночью, в конце концов Пальмиру освободили.
"При содействии народных сил обороны и поддержке сирийских и российских военно-воздушных сил в городе снова безопасно, восстановлен контроль над его окрестностями. Уничтожено большое количество террористов и их военной техники", - говорит генерал сирийской армии Али Майхуб.
По неофициальным данным, потери ИГИЛ в боях за Пальмиру стали самыми крупными за всю войну. Арабский политолог Рами Абдельрахман заявил, что в боях за Пальмиру убито до 400 боевиков. Что стало самыми серьезными потерями за время существования этой организации.
За одни только сутки пальмирской операции ВКС России совершили 40 вылетов, нанеся удары по 117 военным объектам, и уничтожив более 80 террористов. Это данные российского Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики.
"Уничтожены 8 пунктов управления, 12 опорных пунктов, более 80 террористов, 2 танка, 3 артустановки, 8 единиц автомобильной техники и 6 складов с боеприпасами", - говорится в заявлении Минобороны.
Потери сирийской армии и их союзников, по неофициальным данным, более чем вдвое меньше. 188 человек. Хотя казалось бы, наступающие части должны терять вдвое, а то и втрое больше. Среди погибших - и офицер сил спецопераций России.
"Офицер выполнял боевую задачу в районе Пальмиры в течение недели, выявляя важнейшие объекты игиловцев и выдавая точные координаты для нанесения ударов российскими самолетами. Военнослужащий героически погиб, вызвав огонь на себя, после того, как был обнаружен террористами и окружен", - говорится в заявлении Минобороны.
Британская газета "Санди миррор", снабдила это сообщение заголовком: "Русский Рэмбо стер с лица земли игиловских негодяев, вызвав огонь на себя"
Город сильно заминирован. Отступая, террористы оставляли сюрпризы, минировали даже античные памятники, те, что вынесли их оккупацию. Относительно неплохо на первый взгляд выглядит и древний театр, а вот храм Бела боевики частично взорвали. И все эти исторические руины еще предстоит разминировать. Именно об этом говорил Президент Путин по телефону с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. Подробности этого разговора от пресс-секретаря Президента:
"Совместно с сирийскими военными по поручению верховного главнокомандующего представители российского контингента будут участвовать в разминировании этого древнего города. Президент России и генеральный директор международной организации договорились, что ЮНЕСКО, Россия и Сирия смогут в ближайшее время предпринять необходимые действия для оценки ущерба, который нанесен террористами Пальмире, а также выработают план восстановления того, что еще подлежит восстановлению", - сообщил Дмитрий Песков.
О том, что восстанавливать древнюю Пальмиру начнут довольно скоро после того, как оттуда выбьют боевиков, Президент России говорил еще на прошлой неделе на встрече с военнослужащими, принимавшими участие в сирийской операции. Видимо, уже тогда у Верховного главнокомандующего были свои данные.
"С учетом нашей поддержки укрепления сирийской армии уверен, что уже в ближайшее время мы увидим новые серьезные успехи патриотических сил в борьбе с терроризмом. Вы знаете, что сейчас идут напряженные бои вокруг Пальмиры, на подступах к этому городу. Надеюсь, что эта жемчужина мировой цивилизации или, по крайней мере, то, что от нее осталось после того, как там хозяйничали бандиты, будет возвращена сирийскому народу и всему миру", - сказал Владимир Путин.
И сегодня с освобождением города президент Путин поздравил Президента Асада. Поздравил и поддержал.
"Несмотря на вывод основной части российского военного контингента из Сирии, вооруженных силы РФ будут и дальше помогать сирийским властям в борьбе с терроризмом и в освобождении своей земли от экстремистских группировок", - сообщил Дмитрий Песков.
Уже после этого разговора президент Сирии заявил, что пальмирский успех свидетельствует об эффективности стратегии сирийской армии и ее союзников и наоборот, о несерьезности американской коалиции, ввиду мизерности достижений за полтора года с момента ее создания.
Организованно отступить из города боевикам не дали. По их разрозненным группам работала авиация и артиллерия, довершая общую картину их поражения.