Что стало причиной трагедии под Ростовом? Мнения специалистов
Свои соболезнования близким погибших принес Президент, он потребовал от всех служб, ведущих расследование, провести скрупулезную работу и оказать максимальную помощь и поддержку семьям, потерявшим родных.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье "Нарушение безопасности полетов", при этом версия теракта исключается. Насколько известно на этот час, вопросов к состоянию взлетной полосы нет, о технических неполадках командир экипажа земле не сообщал. То есть все-таки - погода или человек. Или и то и другое.
Ведь пока остаются без ответа вопросы, которые пришли в голову практически сразу после трагедии: почему "Боинг", после неудачного первого захода на посадку, начал кружить над Ростовом, а не улетел в Краснодар или Минводы, как это сделали экипажи других самолетов - ведь МЧС предупреждало об ураганном ветре.
И должен ли был аэропорт отказать в посадке, если было понятно, что при порывах ветра более 20 метров в секунду гражданский самолет посадить очень сложно.
В половине второго ночи "Боинг" авиакомпании "Флай Дубай" появляется в небе над Ростовом. Из-за сложных метеоусловий штормовое предупреждение, порывистый ветер уходит в так называемую зону ожидания. Обычное дело. Периодически запрашивает погоду.
Из переговоров диспетчеров:
- Это СкайДубай 9-8-1.
- СкайДубай 9-8-1, это Ростов — вышка.
- Просто хочу спросить, что с погодой? Есть ли прогноз?
- Видимость 5 км, ветер порывистый, 12-18 метров в секунду, дождь, туман, возможна турбулентность, слабое обледенение в облаках.
Эта запись появилась в Интернете спустя несколько часов после авиакатастрофы. Как утверждается, на ней переговоры экипажа с наземными службами. Подлинность не подтверждена.
По данным сайта Флайтрадар, в зоне ожидания самолет кружил более двух часов. Это, конечно, слишком, говорят эксперты. Возможно, было решение садиться именно здесь. И вот около половины четвертого утра командир сообщает: будет садиться. Пилот не был уверен, что получится и предупредил диспетчера:
Из переговоров:
- Для вашей информации: в случае ухода, мы будем набирать эшелон 8-0. 8-0.
Заход — на посадку, но по какой-то причине командир вдруг передумал. Что пошло не так - неясно. Но голос пилота уверенный, общается с диспетчером спокойно. Судя по всему, никаких нештатных ситуаций. В 3:40 сообщает, что попробует еще раз.
Из переговоров:
- Ухожу на второй круг, СкайДубай 9-8-1.
- СкайДубай 9-8-1, работайте с Ростовом.
- Один-два-один-два, пока-пока.
Это были последние слова командира экипажа. Спустя две минуты самолет фактически пикирует и врезается в землю.
Первое, о чем заговорили, пытаясь понять причины трагедии, конечно же, погодные условия. Каково в небе при посадке, когда и на земле шквалистый ветер валил деревья, вырывая с корнями. По данным метеорологов, в ту ночь в Ростове дул сильный западный и северо-западный ветер. Для самолетов — боковой - до 20 метров в секунду, порывы до 25. Кроме того помимо ветра - осадки, плюс - ночное время суток. Но аэропорт не закрывали, потому что погодные условия не были критическими, заявили в Минтрансе. Пилоты в таких ситуациях работают, что называется, по фактической погоде. То есть командир сам принимает решение садиться, ждать в небе или уходить на запасной аэродром.
"В условиях сильного сдвига ветра заходить на посадку вообще запрещается, а как раз до принятия решения о выполнении захода на посадку экипажу докладывалось, что на прямой сильная турбулентность и соответственно на полосе присутствует сдвиг ветра", - рассказывает диспетчер Андрей Булин.
Сдвиг ветра — это когда скорость воздушных потоков резко меняется: то увеличивается, то снижается, кроме того, меняя еще и направление, причем на небольшом отрезке. Скорректировать курс в таких условиях крайне сложно.
Именно поэтому, в ту же ночь многие лайнеры уходили на запасные аэродромы — в Краснодар и Минводы. Так, экипаж Аэрофлота трижды попытался сесть в Ростове, после чего командир принял решение лететь в Краснодар.
Чешский экипаж оказался в небе над Ростовом уже после катастрофы и был вынужден уйти на запасной аэродром, потому что аэропорт закрыли из-за ЧП.
"Погодные условия в Ростове в ту ночь были немного сложнее, чем обычно, дул сильный ветер. Но наш экипаж был готов к посадке и не ожидал больших проблем. Разумеется, Ростов давал предупреждение о турбулентности, но наши летчики были способны справиться с этим. Решено было лететь в Краснодар, где, кстати, были такие же погодные условия, как в Ростове", - отметил директор отдела безопасности полетов авиакомпании Czech Airlines Рихард Бирас.
Экипаж "Уральских авиалиний" в ту ночь незадолго до трагедии благополучно приземлился в Ростове. Погодные условия, конечно, непростые, но сверсложными их не назовешь, говорят пилоты. В целом - штатная ситуация. Но нельзя исключать и того, что Боинг "Флай Дубай" попал в зону, которая кратковременно из-за погоды стала аномальной.
С курса лайнер могло сбить так называемое струйное течение - редкое природное явление. Но именно в ту роковую ночь оно было зафиксировано над Ростовом.
Узкие воздушные потоки на высоте 629 метров и выше. Скорость ветра в них была больше 30 метров в секунду. Если самолет попал в такую струю, его скорость либо могла резко снизиться, либо напротив увеличиться.
Бывший командир экипажа, специалист по безопасности полетов Александр Романов обратил внимание и на другое: запись переговоров, которая появилась в сети, а в ней малоприметную деталь. Здесь стоит пояснить, что на барометрическом высотометре пилот может задать разные варианты отсчета высоты: QNH при такой установке прибор показывает высоту полета относительно уровня моря. И QFE здесь - прибор показывает высоту относительно взлетно-посадочной полосы.
"Когда диспетчер дает давление аэродрома по QFE экипаж отвечает, что давление 9-9-8 по QNH, тО есть совершенно разные уровни отсчета", - отметил специалист по безопасности полетов Александр Романов.
В этом случае разница в высотомерах уровня отсчета могла привести к тому, что экипаж подошел высоко к полосе и применил снижение значительное, для того чтобы догнать глиссаду.
Не исключено, что самолет оказался напротив слишком низко, возможно, подгоняемый ветром. Словом, летчик увидел взлетно-посадочную полосу совсем не там, где ожидал. И резко стал набирать высоту. Одна из версий, которую выдвигают специалисты, — ошибка пилота при заходе на второй круг.
"Пилот, грубо говоря, резко взял штурвал на себя, большой угол атаки задал, достиг минимальных критических скоростей, и самолет свалился. Когда я увидел эту картинку о катастрофе в Ростове, я сразу вспомнил ноябрь 2013 года — катастрофу в Казани. Там была аналогичная картинка. Там пилоты уходили на второй круг, резко взяли штурвал на себя, а потом отдали его от себя", - рассказывает эксперт профсоюза летного состава, штурман Игорь Ободков.
Что привело к трагедии, и на каком этапе машина оказалась в точке невозврата, когда сделать было уже ничего нельзя — можно будет понять только после расшифровки черных ящиков. Бортовые самописцы имеют существенные механические повреждения. С ними работают специалисты. Конечно, комиссию будет интересовать все. В первую очередь, что происходило в последние 30 секунд полета, точнее, падения.
Безусловно, будет так же тщательно изучаться и те два часа, пока "Боинг", ожидая улучшения погоды, кружил над Ростовом. И здесь важно все: какие возможные варианты обсуждались в экипаже, была ли связь с диспетчерской службой авиакомпании. Велись ли переговоры о том, чтобы уйти на запасной аэродром. Известно, что для командира экипажа это был первый полет в Ростов. В авиакомпании утверждают: это были хорошо подготовленные и опытные пилоты.
Сама компания принадлежит правительству Объединенных Арабских Эмиратов, с 2009 года работает на среднемагистральных перевозках. Осуществляет рейсы в 10 российских городов. До трагедии в авиапарке было 50 самолетов. Покупались с завода. Разбившаяся машина отлетала всего пять лет.
"Наши самолеты летают в любых условиях. То, что самолет не приземлился сразу, могло быть вызвано плохой погодой, поэтому командир ждал благоприятного момента", - отметил исполнительный директор авиакомпании "Флай Дубай" Гейт аль-Гейт.
Ждать благоприятного момента и сесть в пункте назначения. Эксперты говорят, возможно, это как раз тот случай, когда, экономия могла взять верх над безопасностью. Конечно, деньги считают все авиакомпании — лоукостеры особенно.
"На борту находилось топливо на 8,5 часов при вылете из Дубая, то есть экипаж заправил самолет для того, чтобы не дозаправлять самолет в Ростове. Причина понятна: потому что в Ростове топливо стоит за тонну где-то в районе 530 долларов, а в Дубае это же топливо стоит около 250 долларов. Они за два часа сожгли где-то в районе пяти тонн топлива, это где-то 1250 долларов. И если считать, во что бы обошлась посадка в Краснодаре, то это наверняка раза в два, а то и больше", - поясняет генеральный директор международного консультативно-аналитического Агентства безопасности полетов Сергей Мельниченко.
Оплата номеров в гостинице экипажу и пассажирам, питание, стоянка в чужом аэропорту. Дополнительные расходы, которых стараются избежать. Экономия, в том числе и на пилотах, говорят эксперты. Экипаж разбившегося "Боинга" тоже был интернациональный. Командир - гражданин республики Кипр, двое — из Испании, а так же из Колумбии, с Сейшельских островов, один - из России, стюардесса - гражданка Киргизии.
"Набирают летчиков из других стран, из других государств, экономят, потому что, допустим, летчик, который в Дубаи подготовлен, стоит баснословных денег. А если летчиков берут со стороны, из других государств - из Европы, России, то это гораздо дешевле", - отмечает заслуженный пилот России Петр Марченко.
Банальная экономия. Ошибка пилотирования. Отказ техники. Погодные условия. Что стало причиной трагедии? Возможно, совокупность нескольких факторов. Ведь, по словам экспертов, повлиять могло и то, что самолет был полупустой. Будь он тяжелее, шансов удержать машину в такую погоду было бы больше. Ясно одно: все случилось так быстро, что пилоты даже не успели подать сигнал бедствия.