Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 марта 2016, 21:10

Что стало причиной трагедии под Ростовом? Мнения специалистов

Свои соболезнования близким погибших принес Президент, он потребовал от всех служб, ведущих расследование, провести скрупулезную работу и оказать максимальную помощь и поддержку семьям, потерявшим родных.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье "Нарушение безопасности полетов", при этом версия теракта исключается. Насколько известно на этот час, вопросов к состоянию взлетной полосы нет, о технических неполадках командир экипажа земле не сообщал. То есть все-таки - погода или человек. Или и то и другое.

Ведь пока остаются без ответа вопросы, которые пришли в голову практически сразу после трагедии: почему "Боинг", после неудачного первого захода на посадку, начал кружить над Ростовом, а не улетел в Краснодар или Минводы, как это сделали экипажи других самолетов - ведь МЧС предупреждало об ураганном ветре.

И должен ли был аэропорт отказать в посадке, если было понятно, что при порывах ветра более 20 метров в секунду гражданский самолет посадить очень сложно.

В половине второго ночи "Боинг" авиакомпании "Флай Дубай" появляется в небе над Ростовом. Из-за сложных метеоусловий штормовое предупреждение, порывистый ветер уходит в так называемую зону ожидания. Обычное дело. Периодически запрашивает погоду.

Из переговоров диспетчеров:

- Это СкайДубай 9-8-1.

- СкайДубай 9-8-1, это Ростов — вышка.

- Просто хочу спросить, что с погодой? Есть ли прогноз?

- Видимость 5 км, ветер порывистый, 12-18 метров в секунду, дождь, туман, возможна турбулентность, слабое обледенение в облаках.

Эта запись появилась в Интернете спустя несколько часов после авиакатастрофы. Как утверждается, на ней переговоры экипажа с наземными службами. Подлинность не подтверждена.

По данным сайта Флайтрадар, в зоне ожидания самолет кружил более двух часов. Это, конечно, слишком, говорят эксперты. Возможно, было решение садиться именно здесь. И вот около половины четвертого утра командир сообщает: будет садиться. Пилот не был уверен, что получится и предупредил диспетчера:

Из переговоров:  

- Для вашей информации: в случае ухода, мы будем набирать эшелон 8-0. 8-0.

Заход — на посадку, но по какой-то причине командир вдруг передумал. Что пошло не так - неясно. Но  голос пилота уверенный, общается с диспетчером спокойно. Судя по всему, никаких нештатных ситуаций. В 3:40 сообщает, что попробует еще раз.

Из переговоров:

- Ухожу на второй круг, СкайДубай 9-8-1.

- СкайДубай 9-8-1, работайте с Ростовом.

- Один-два-один-два, пока-пока.

Это были последние слова командира экипажа. Спустя две минуты самолет фактически пикирует и врезается в землю. 

Первое, о чем заговорили, пытаясь понять причины трагедии, конечно же, погодные условия. Каково в небе при посадке, когда и на земле шквалистый ветер валил деревья, вырывая с корнями. По данным метеорологов, в ту ночь в Ростове дул сильный западный и северо-западный ветер. Для самолетов — боковой - до 20 метров в секунду, порывы до 25. Кроме того помимо ветра - осадки, плюс - ночное время суток. Но аэропорт не закрывали, потому что погодные условия не были критическими, заявили в Минтрансе. Пилоты в таких ситуациях работают, что называется, по фактической погоде. То есть командир сам принимает решение садиться, ждать в небе или уходить на запасной аэродром.

"В условиях сильного сдвига ветра заходить на посадку вообще запрещается, а как раз до принятия решения о выполнении захода на посадку экипажу докладывалось, что на прямой сильная турбулентность и соответственно на полосе присутствует сдвиг ветра", - рассказывает диспетчер Андрей Булин.

Сдвиг ветра — это когда скорость воздушных потоков резко меняется: то увеличивается, то снижается, кроме того, меняя еще и направление, причем на небольшом отрезке. Скорректировать курс в таких условиях крайне сложно.

Именно поэтому, в ту же ночь многие лайнеры уходили на запасные аэродромы — в Краснодар и Минводы. Так, экипаж Аэрофлота трижды попытался сесть в Ростове, после чего командир принял решение лететь в Краснодар.

Чешский экипаж оказался в небе над Ростовом уже после катастрофы и был вынужден уйти на запасной аэродром, потому что аэропорт закрыли из-за ЧП.

"Погодные условия в Ростове в ту ночь были немного сложнее, чем обычно, дул сильный ветер. Но наш экипаж был готов к посадке и не ожидал больших проблем. Разумеется, Ростов давал предупреждение о турбулентности, но наши летчики были способны справиться с этим. Решено было лететь в Краснодар, где, кстати, были такие же погодные условия, как в Ростове", - отметил директор отдела безопасности полетов авиакомпании Czech Airlines Рихард Бирас.

Экипаж "Уральских авиалиний" в ту ночь незадолго до трагедии благополучно приземлился в Ростове. Погодные условия, конечно, непростые, но сверсложными их не назовешь, говорят пилоты. В целом - штатная ситуация. Но нельзя исключать и того, что Боинг "Флай Дубай" попал в зону, которая кратковременно из-за погоды стала аномальной. 

С курса лайнер могло сбить так называемое струйное течение - редкое природное явление. Но именно в ту роковую ночь оно было зафиксировано над Ростовом.

Узкие воздушные потоки на высоте 629 метров и выше. Скорость ветра в них была больше 30 метров в секунду. Если самолет попал в такую струю, его скорость либо могла резко снизиться, либо напротив увеличиться.

Бывший командир экипажа, специалист по безопасности полетов Александр Романов обратил внимание и на другое: запись переговоров, которая появилась в сети, а в ней малоприметную деталь. Здесь стоит пояснить, что на барометрическом высотометре пилот может задать разные варианты отсчета высоты: QNH при такой установке прибор показывает высоту полета относительно уровня моря. И QFE здесь - прибор показывает высоту относительно взлетно-посадочной полосы.

"Когда диспетчер дает давление аэродрома по QFE экипаж отвечает, что давление 9-9-8 по QNH, тО есть совершенно разные уровни отсчета", - отметил специалист по безопасности полетов Александр Романов.

В этом случае разница в высотомерах уровня отсчета могла привести к тому, что экипаж подошел высоко к полосе и применил снижение значительное, для того чтобы догнать глиссаду.

Не исключено, что самолет оказался напротив слишком низко, возможно, подгоняемый ветром. Словом, летчик увидел взлетно-посадочную полосу совсем не там, где ожидал. И резко стал набирать высоту. Одна из версий, которую выдвигают специалисты, — ошибка пилота при заходе на второй круг.

"Пилот, грубо говоря, резко взял штурвал на себя, большой угол атаки задал, достиг минимальных критических скоростей, и самолет свалился. Когда я увидел эту картинку о катастрофе в Ростове, я сразу вспомнил ноябрь 2013 года — катастрофу в Казани. Там была аналогичная картинка. Там пилоты уходили на второй круг, резко взяли штурвал на себя, а потом отдали его от себя", - рассказывает эксперт профсоюза летного состава, штурман Игорь Ободков.

Что привело к трагедии, и на каком этапе машина оказалась в точке невозврата, когда сделать было уже ничего нельзя — можно будет понять только после расшифровки черных ящиков. Бортовые самописцы имеют существенные механические повреждения. С ними работают специалисты. Конечно, комиссию будет интересовать все. В первую очередь, что происходило в последние 30 секунд полета, точнее, падения.

Безусловно, будет так же тщательно изучаться и те два часа, пока "Боинг", ожидая улучшения погоды, кружил над Ростовом. И здесь важно все: какие возможные варианты обсуждались в экипаже, была ли связь с диспетчерской службой авиакомпании. Велись ли переговоры о том, чтобы уйти на запасной аэродром. Известно, что для командира экипажа это был первый полет в Ростов. В авиакомпании утверждают: это были хорошо подготовленные и опытные пилоты.

Сама компания принадлежит правительству Объединенных Арабских Эмиратов, с 2009 года работает на среднемагистральных перевозках. Осуществляет рейсы в 10 российских городов. До трагедии в авиапарке было 50 самолетов. Покупались с завода. Разбившаяся машина отлетала всего пять лет.

"Наши самолеты летают в любых условиях. То, что самолет не приземлился сразу, могло быть вызвано плохой погодой, поэтому командир ждал благоприятного момента", - отметил исполнительный директор авиакомпании "Флай Дубай" Гейт аль-Гейт.

Ждать благоприятного момента и сесть в пункте назначения. Эксперты говорят, возможно, это как раз тот случай, когда, экономия могла взять верх над безопасностью. Конечно, деньги считают все авиакомпании — лоукостеры особенно.

"На борту находилось топливо на 8,5 часов при вылете из Дубая, то есть экипаж заправил самолет для того, чтобы не дозаправлять самолет в Ростове. Причина понятна: потому что в Ростове топливо стоит за тонну где-то в районе 530 долларов, а в Дубае это же топливо стоит около 250 долларов. Они за два часа сожгли где-то в районе пяти тонн топлива, это где-то 1250 долларов. И если считать, во что бы обошлась посадка в Краснодаре, то это наверняка раза в два, а то и больше", - поясняет генеральный директор международного консультативно-аналитического Агентства безопасности полетов Сергей Мельниченко.

Оплата номеров в гостинице экипажу и пассажирам, питание, стоянка в чужом аэропорту. Дополнительные расходы, которых стараются избежать. Экономия, в том числе и на пилотах, говорят эксперты. Экипаж разбившегося "Боинга" тоже был интернациональный. Командир - гражданин республики Кипр, двое — из Испании, а так же из Колумбии, с Сейшельских островов, один - из России, стюардесса - гражданка Киргизии.

"Набирают летчиков из других стран, из других государств, экономят, потому что, допустим, летчик, который в Дубаи подготовлен, стоит баснословных денег. А если летчиков берут со стороны, из других государств - из Европы, России, то это гораздо дешевле", - отмечает заслуженный пилот России Петр Марченко.

Банальная экономия. Ошибка пилотирования. Отказ техники. Погодные условия. Что стало причиной трагедии? Возможно, совокупность нескольких факторов. Ведь, по словам экспертов, повлиять могло и то, что самолет был полупустой. Будь он тяжелее, шансов удержать машину в такую погоду было бы больше. Ясно одно: все случилось так быстро, что пилоты даже не успели подать сигнал бедствия. 

Читайте также: