Владимир Путин посетил строительную площадку Керченского моста и провел там совещание
Владимир Путин сегодня приехал на остров Тузла. Президент проверил, как идёт строительство Керченского моста, который соединит материковую часть России с Крымом. Там же прозвучали важные заявления главы государства на совещании по развитию региона.
К второй годовщине воссоединения Крым и Севастополь становятся еще ближе к материковой России. Самый протяженный мост в стране - почти 19 километров - вскоре свяжет полуостров с Таманью. На подлете к острову Тузла вертолет Президента делает круг. Грандиозные масштабы строительства можно оценить только с воздуха и понять, почему сооружение объекта в Керченском проливе уже назвали "стройкой века". Шум гигантских кранов и гидравлических молотов, забивающих сваи, заглушает разговор строителей.
"Вся строительная площадка разбита на восемь участков для параллельного производства работ, дабы выдержать контрактные сроки", - поясняет генеральный директор компании "СГМ-Мост" Александр Островский.
Перед началом строительных работ акваторию обследовали археологи и саперы – и те, и другие сделали массу находок. Но если первые найденное отправляли в музеи, то вторым пришлось уничтожать боеприпасы, оставшиеся здесь со времен Великой Отечественной.
"До начала работ здесь было выполнено разминирование. Очень много взрывоопасных предметов было найдено - сотни гранат, даже авиабомбы. Плюс еще археологические исследования проведены все необходимые", - рассказал Александр Островский.
"Есть идея - что здесь из земли извлекли, потом музей из этих экспонатов сделать", - отметил Президент. "Я хочу пожелать вам успехов. Работа очень нужная. Я думаю, что очень многие люди в стране ждут, когда вы ее завершите. Грузы будем возить, люди будут ездить. Так что успеха вам", - заключил Владимир Путин.
Работы здесь не прекращаются даже в праздничный день. А к суровым условиям - пронизывающим ветрам и к пятибалльному шторму - строители и монтажники, больше двух тысяч человек, уже, кажется, привыкли.
Съемочная группа Первого канала находится примерно посредине будущего перехода, который свяжет Крым с Кубанью. Справа пройдет автомобильный мост, слева протянут железнодорожное полотно. Всю эту грандиозную конструкцию будут удерживать 595 опор. Каждая из них - уникальный объект. Для фундамента используются огромные трубы диаметров 1420 миллиметров, которые еще используют при строительстве магистральных газопроводов, с помощью огромного гидравлического устройства забивают на глубину до 100 метров. Для особой надежности - под уклоном в 11 градусов. После того как оттуда выберут грунт, трубы зальют слоем бетона.
Современный проект прошел многочисленные испытания на прочность в условиях сильного ледохода. По словам генподрядчика, такую технологию решили применить впервые из-за высокой сейсмической активности и чрезвычайно сложной геологии.
"Задействовано лучшее, что есть в современном строительстве и в стране, и за рубежом, поэтому здесь все уникально. Уникальными являются и сроки - те, в которые мы должны построить этот мост. Уникальной является сейсмика, которая достигает 9-10 баллов; уникальной является геология, где илистое дно, куда надо погружать сваи до 90 метров. В связи с этим к уникальности можно отнести и сами технологии забивания этих свай", - говорит председатель совета директоров ООО "Стройгазмонтаж" Аркадий Ротенберг.
Попытки проложить мост через Керченский пролив предпринимались неоднократно. Еще с царских времен дороге, связывающей Тавриду с берегом Кавказа, придавалось огромное значение. Владимир Путин назвал сдачу этого объекта "исторической миссией".
"Впервые строительство моста планировалось еще при Николае II, в 1910 году был создан первый проект, но тогда Первая Мировая война не позволила начать эту работу. Затем в 1930 году советские инженеры подготовили проект железной дороги от Херсона до Поти, тоже через этот участок , но начавшаяся Великая Отечественная война помешала. Во время Великой Отечественной войны уже оккупанты здесь возводили мост, причем, хотели строить уже не временный, а постоянный. Во время проведения боевых действий советское командование приняло решение не бомбить этот участок с целью сохранить то, что было сделано. После войны возвели временный мост, который был снесен ледоходом. Потом предпринимались еще попытки, но так все и осталось нереализованным. Наши с вами предшественники, как мы видим, понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта. Будем надеяться, что мы выполним эту историческую миссию", - сказал Владимир Путин.
К работе привлекли лучших специалистов с уникальным опытом. Василий Харланов начинал свою карьеру с возведение Байкало-Амурской магистрали более 40 лет назад. О подобных технологиях и возможностях тогда они могли только мечтать.
"Коллектив, которым сегодня я руковожу здесь, на данном объекте, опытный, квалифицированный. Порядка 200 человек работающих. И могу с уверенностью сказать, что поставленные задачи, которые сегодня перед нами стоят, они будут выполнены", - сказал он.
"Василий Гаврилович, Вы еще на БАМе работали, да?" - спросил Президент.
"Да, я на протяжении 25 лет работал на БАМе. Затем на объектах Москвы и Подмосковья, объекты в Сочи. И вот здесь сегодня в течение года руковожу", - ответил строитель.
Таким этот мост должен получиться в результате. 19 километров от Тамани через остров Тузла до города Керчь. Две полосы движения в каждую сторону плюс железнодорожные пути. 40 тысяч автомобилей и почти сотня поездов в сутки. 14 миллионов пассажиров в год. О сроках сдачи моста Президент подробно расспросил министра транспорта.
"Работы идут в графике не только на самом Керченском мосту, но и на ближних и дальних подходах. Тот темп, который набрали строители, позволяет уверенно сделать вывод, что до декабря 2018 года этот объект, по крайней мере, автомобильное движение на этом объекте будет открыто", - рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.
"Автомобильный или железнодорожный тоже? Или железнодорожный позже?" - уточнил Владимир Путин.
"Зимой железнодорожный трафик в Крым, он небольшой. Поэтому первым делом мы откроем именно автомобильное движение до декабря 2018 года, как было обозначено. А вторым темпом в 2019 году уже будет открыто железнодорожное", - сообщил министр.
"Железнодорожный трафик небольшой, пока железной дороги нет. А если она будет, то до порта заработает по-другому. И тогда и трафик будет. Так все-таки когда?" - спросил Владимир Путин.
"Железная дорога откроется в 2019 году, автомобильная — в 2018 году, в конце 2018 года", - доложил Максим Соколов.
На эти цели, как и на развитие Крыма и Севастополя до 2020 года будет выделено 708 миллиардов рублей. Главной транспортной артерией для полуострова сейчас остается паромная переправа. Помимо прочего, на полуострове должны решить проблему энергообеспечения. Первая очередь энергомоста - две ветки из четырех, протянутых по дну Керченского пролива, под личным контролем Президента были запущены в течение нескольких недель после прекращения поставок с Украины. Ввод второй очереди и суммарно - около 800 мегаватт, полуостров получит уже к маю. При наличии собственной генерации - двух тепловых электростанций - это обеспечит электроэнергией Крым и Севастополь с огромным запасом.
"Вы помните, в каких условиях велась эта стройка. Крым столкнулся с настоящей энергоблокадой. Без электроэнергии остались и жилые дома, и социальные, и промышленные объекты. Рассчитываю, что уже в мае текущего года энергомост будет полностью введен в эксплуатацию. Кроме того, в 2017 году на территории полуострова должны быть запущены первые блоки Севастопольской и Симферопольской ТЭС суммарной мощностью 470 мегаватт, а в марте 2018 года - плюс еще 470 мегаватт. Таким образом, в итоге, общий объем обеспеченности мощностями полуострова составит порядка 1920 мегаватт при текущем пиковом потреблении 1300 мегаватт, то есть, на 600 мегаватт будет больше", - сообщил Президент.
Главы Крыма и Севастополя сегодня отчитались Президенту о ходе развития новых субъектов Российской Федерации. В регионах созданы свободные экономическое зоны. За последние два года пассажиропоток аэропорта Симферополя вырос почти в десять раз. В 2015 году был побит рекорд еще советских времен - более пяти миллионов пассажиров. Появилась поддержка фермеров и предпринимателей. Впервые за 23 года на полуострове построены новые детские сады. Началось строительство жилья для льготников и военнослужащих. В больницах появилось современное диагностическое оборудование. В шестнадцати центральных клиниках завершается капитальный ремонт. В планах - строительство медицинских центров в Симферополе и Ялте. По словам Сергея Аксенова, за два года Крым практически полностью интегрировался в Россию.
"Рост промышленного производства даже по сравнению со всеми украинскими периодами и с 1990 годом составил более 12%, в обрабатывающей промышленности — 15%, в добывающей — более трех процентов. Отремонтировано 330 километров дорог, общая сумма, вложенная в строительство и ремонт дорог - 8,8 миллиарда рублей. Колоссальные цифры, никогда республика таких денег не получала", - рассказал глава Республики Крым Сергей Аксенов.
"Цифры хорошие, а дороги-то есть?" - поинтересовался Владимир Путин.
"В эом году все контракты подписаны, дороги есть, мы за всем следим", - ответил глава республики.
"Нам же не просто надо деньги осваивать, а дороги строить", - отметил Владимир Путин.
"С умом - так и есть" - заверил главу государства Сергей Аксенов.
"Работа по интеграции Крыма и Севастополя проведена большая, хочу вас за это поблагодарить. Но сделать предстоит еще больше. Нужно, чтобы в полной мере были раскрыты потенциальные возможности, а они очень большие, экономики Крыма и Севастополя, рекреационных возможностей, чтобы результаты нашей работы отвечали в полной мере ожиданиям граждан Российской Федерации, в том числе, крымчан и севастопольцев. Хочу всем нам пожелать удачи", - сказал Президент.
Несмотря на блэкаут, водную и транспортную блокаду со стороны Украины, полуостров получил мощный импульс развития. Спустя два года крымчане, как и во времена "Крымской весны", неизменны в своем выборе. Крым - это Россия.