В Сирии за сутки удалось заключить сразу несколько соглашений о перемирии
В общей сложности их уже десятки. К режиму прекращения огня присоединяются всё больше вооруженных группировок, которые раньше противостояли правительственным войскам. Всё документируется.
Дети в восторге. Приехали русские — точно угостят конфетами. Старейшины серьёзны: приехали русские — время сесть за стол переговоров. Дипломатия с местным акцентом — шатер, вместо зелёного сукна — домотканая серая скатерть. Здесь подписывают, по сути, декрет о мире. Эта община не будет участвовать в сирийской войне.
"Мы говорим спасибо России за борьбу с террористами, за примирение. Ведь это очень важно для нас. Люди могут вернуться в свои дома. А главное — начинается примирение внутри самого нашего народа. Мы хотим свободы, но не кровопролития!" - отмечает шейх Ахмад Мубарак.
Документы подписывают и российские военные. Сейчас в Сирии работает два десятка офицеров-переговорщиков. Как они находят общий язык с местными общинами, невозможно снять — не терпят публичности. Но именно они идут убеждать сложить оружие тех, кто не готов разговаривать с правительством Башара Асада напрямую, та самая умеренная оппозиция.
"Здесь обязуются не применять оружие против правительственных войск сирийской республики, оказывать содействие мирному переговору и безопасности. Есть возможность посетить медицинских сотрудников", - рассказывает начальник группы примирения в провинции Хама Герман Руденко.
Здесь всё по-восточному тонко. Старейшинам предлагают проверить здоровье. Это уважение. Или, например, раздают гуманитарную помощь. Заметно, некоторые подходят дважды, трижды. Офицеры-переговорщики не останавливают. Людям нечего есть. Людям нужно показать, что им искренне помогают. Эта община будет посредником, чтобы привлечь в мирный процесс соседние.
"Переговоры идут очень сложно. В некоторых селах отсутствуют элементарные вещи, инфраструктура и продукты питания. Мы поставляем в эти населенные пункты продукты питания. Оказываем любую помощь. Там, где уже тише стало, вывозим и медицинских работников для оказания медицинской помощи. Работа идет очень скрупулёзно, хрупкая. Все здесь основано на религиозных и эмоциональных моментах", - отмечает Герман Руденко.
К мирному процессу в провинции Хама присоединились больше 30 сёл. Некоторые пока раздумывают - боятся мести боевиков. То, что происходит в этой деревне, отражает ситуацию в прифронтовых районах Сирии в целом.
С одной стороны, внимание иностранной и российской прессы. Смеющиеся дети на главной площади деревни. С другой, на каждой крыше - бойцы местного ополчения. В любой момент может появиться злобная третья сила, которая против того, чтобы процесс примирения в Сирии превратился в устойчивый постоянный мир.
Последние три года деревня Мурзаф, как и другие, жила, по сути, в изоляции. Сначала выступили против президента Асада. Но не приняли и сторону террористов. "Ан-Нусра", потом ИГИЛ. Отбивались с потерями. Сейчас у общин, подписавших документы о примирении, есть шанс легально бороться за власть в стране на предстоящих парламентских выборах.