В Германии судят бывшего охранника концлагеря «Освенцим»
Сегодня в Германии начался в полном смысле слова исторический процесс. На скамье подсудимых - бывший охранник Освенцима, который лично причастен к убийству десятков тысяч узников. Формально он занимал небольшую должность, но был надёжным винтиком нацистской машины уничтожения людей. Об этом говорят свидетели обвинения - люди, которые чудом выжили в лагерях смерти. Они требуют от суда не мести, а справедливости. Эсэсовец должен быть осуждён за преступления, у которых нет срока давности.
Фотография, где Леону Шварцбауму нет и 20, — по сей день единственная память для него о родителях и дяде. Все они задохнулись в газовых камерах Освенцима. а ему чудом удалось выжить. И спустя больше 70 лет, 94-летний Шварцбаум даёт ключевые показания против своего ровесника — бывшего сержанта СС и охранника Освенцима Райнхольда Ганнинга.
"Я надеюсь только на его раскаяние, но не уверен, что это возможно. Я жду справедливости! Правды и справедливости, вот чего я жду!" - говорит бывший узник концлагеря "Освенцим" Леон Шварцбаум.
Обращаясь прямо к Ганнингу, который всё первое заседание сидел, опустив глаза, по словам очевидцев, Леон Шварцбаум не мог унять дрожь в голосе и руках: "Расскажите здесь всё, что Вы и Ваши товарищи сделали! У меня перед глазами до сих пор грузовик, полный голых людей! А запах горящей плоти преследует меня и сегодня!"
Райнхольда Ганнинга обвиняют в причастности к смерти 170 тысяч человек. Именно во время его работы в Освенциме, там были замучены и уничтожены сотни тысяч венгерских евреев. По данным прокуратуры, 20-летний член подразделения СС "Мёртвая голова" занимался распределением заключённых и лично решал, кого отправить на принудительные работы, а кого — в газовую камеру, исходя из состояния зубов и веса пленника.
"Это особо циничное преступление, среди всех, что совершались в Освенциме. Он же лично решал, жить человеку или нет. Представляете, он говорил: вот ты идёшь в газовую камеру! Это же просто немыслимо!" - сказал бывший узник концлагеря "Освенцим" Джастин Зондер.
Впрочем, сам Ганнинг виноватым себя в смерти чудовищного количества людей не считает. По словам его адвоката, офицер СС работал в той части "фабрики смерти", где газовых камер не было.
"Мы оставляем за собой право делать заявления, но не сейчас. Сначала мы хотим выслушать показания свидетелей. Я думаю, это уместно в случае такого резонансного дела", - заявил Йоханнес Сальмен, адвокат Райнхольда Ганнинга.
Однако, прокуратура настаивает, что Ганнинг отлично знал, что узников, забракованных им для каторги, "жестоко и коварно уничтожали в газовых камерах в больших количествах и на постоянной основе".
"Убийство не имеет срока давности. И, как прокурор, я отвечаю за то, чтобы человек был привлечен к ответственности. К тому же есть моральный аспект — это наша ответственность перед жертвами и их семьями", - говорит прокурор Андреас Брендель.
До конца мая суд по делу Райнхольда Ганнинга запланировал 12 заседаний, заслушают воспоминания 40 свидетелей — людей, переживших Холокост, и их потомков. Многие из них считают, что этот процесс должен был состояться ещё полвека назад. Но за все эти годы из семи тысяч служащих Освенцима перед судом в Германии предстали меньше 100 человек. И лишь обвинительный приговор бывшему надзирателю концлагеря "Собибор" Ивану Демьянюку — суд признал, что он "сознательно принимал участие в уничтожении евреев" - запустил механизм возмездия бывшим нацистам.
"Было решение федерального суда, что тот факт, что человек имел отношение к Освенциму, недостаточен, чтобы привлекать его к уголовной ответственности, поэтому процессы не открывались десятилетиями. А после того, как был вынесен приговор Демьянюку, мы подняли дела всех охранников, которые служили в лагере смерти", - сообщил глава Центра по расследованию преступлений нацистов Йенс Роммель.
4 года тюрьмы — такой приговор вынес суд бывшему служащему Освенцима Оскару Грёнингу в прошлом году. Ханнингу же грозит от трёх до 15 лет заключения. Правда, в то, что дело дойдёт до реального наказания, учитывая возраст подсудимого, мало кто верит. Но гораздо важнее, как сказал журналистам выживший узник Леон Шварцбаум, чтобы Ханниг рассказал в суде свою историю, а мир лучше узнал, что произошло в Освенциме.