Разорительный сезон у молдавских фермеров и катастрофа в промышленности
Сегодня истёк срок ультиматума, который представители молдавской оппозиции предъявили властям. Они требовали отправить в отставку правительство, распустить парламент, объявить досрочные выборы. Никакой официальной реакции на ультиматум не последовало. Лидеры протеста объявили о начале кампании гражданского неповиновения.
Массовые митинги и демонстрации продолжаются в Молдавии уже несколько месяцев. На прошлой неделе дело даже дошло до попытки штурма парламента. Политический кризис, который разразился в стране, имеет экономические корни. Разрыв связей с Россией и ассоциация с Евросоюзом обернулись для Молдавии катастрофой.
Север Молдавии. Почти чеховская история: не вишневого, а яблоневого сада больше нет. Тяжелое решение расстаться со своим символом процветания и благополучия принял сам хозяин земли, Иван. Потомственный фермер говорит, что такого за всю историю их семьи еще не было.
"3,5 гектара плодовой площади, яблоневый сад, который просто не выгодно уже было содержать, обрабатывать. Пришлось выкорчевать и пустить хотя бы на дрова, хотя бы какая-то польза", - говорит Иван Кухарь.
Когда после сбора и продажи урожая пришло время подводить итоги, фермеры Молдавии ужаснулись. Ратифицированная более года назад ассоциация с Евросоюзом для них принесла одни убытки. Несмотря на якобы свободную зону торговли, молдавские товары на европейский рынок не то что не хлынули, наоборот, экспорт сельхозпродукции в страны ЕС сократился почти на два процента. Официальному Кишиневу не отдали и пяди европейского рынка товаров. Это при том, что страна живет экспортом - он составляет почти половину ВВП.
"Мы отправили на Европу 1200 тонн яблок, хотя по статистике мы в Россию отправляли 280 тысяч тонн! И никто нас на том рынке не ждет! Конечно, Европа нас сильно обманула, у них рынок свой сильно переполнен", - возмущается Геннадий Кушнир.
В прошлом сезоне в Евросоюз Молдавия смогла продать менее двух процентов от всего урожая. Фермеры говорят - убытки исчисляются миллионами.
"Здесь у нас хранятся яблоки, которые мы собрали в прошлом году и не продали их. Нет у нас покупателя ни с Европы, ни с России, ниоткуда!" - сказал бригадир фермерского хозяйства Иван Фрасенюк.
Настроения тех, чей труд оказался напрасным, решительные.
"Будем выходить на майдан в Молдавии, будем правительство выгонять! А что делать, если правительство заботится только о себе!", - говорит мужчина.
В промышленности похожая ситуация. Промышленная зона Кишинева. Всего в нескольких километрах жилые районы. Судя по разбитой дороге, можно сразу понять: фуры сюда давно не приезжают. Большая часть предприятий закрылась, а некоторые даже и не открывались, так и стоят недостроенными.
За последние пять лет евроинтеграции в Молдавии закрылись почти 19 тысяч предприятий. Главную гордость официального Кишинева - отмену визового режима с Евросоюзом, население страны, живущее на грани бедности, оценивает крайне скептически.
"В Евросоюз могут ездить те, у кого есть деньги, потому что для того, чтобы выехать в Евросоюз, нужно иметь определенный капитал, чтобы там можно было покататься, поездить. Но трудиться там возможности нет, поэтому выехать за пределы Молдовы нищенскому контингенту граждан можно только мечтать", - говорит пенсионер Леон Иосифзон.
Размер минимальной пенсии в республике - чуть больше 38 долларов, это около трех тысяч рублей. При этом по-европейски высокими стали тарифы на ЖКХ. У многих пенсия в два раза меньше ежемесячного счета за коммуналку.
"Поскольку мы пользуемся и телевидением, и телефоном, у меня набегает две тысячи, а пенсия у меня 836. Вот как мне прожить?" - говорит пенсионерка Лариса Титова.
Пенсионеры вынуждены голодать. У бывшей учительницы начальных классов и ее мужа-крановщика, проработавших всю жизнь, пустой холодильник. Поструганный и бережно хранимый в банке кочан капусты они растягивают до следующей пенсии - она через две недели.
"Хожу на мусорке хлеб собираю. Конечно, через нервы я хожу по мусоркам", - рассказывает пенсионерка Альбина Дворяк.
Несмотря на болезнь, 80-летний Николай Иванович не в состоянии даже купить лекарства.
"Я не взял рецепт, потому что нет денег. Рецепт надо взять, чтобы купить эти лекарства, которые выписывают, а у меня же денег нет! Я должен сначала коммунальные платить, а потом думать о таблетках", - говорит Николай Вееру.
Пенсионеры боятся - за неуплату им перекроют воду и отключат электроэнергию. Ведь, по их словам, в выбравшей европейский курс Молдавии обязанностей больше, чем прав.