Искусство России и бывших советских республик в Лондоне представляет Айдан Салахова
"Откровения" - так называется первая персональная выставка Айдан Салаховой в Великобритании. Яркое сочетание символов феминизма и религии. Художник и скульптор из России сумела удивить искушенных посетителей лондонской галереи.
Для престижной выставки "Женщины в мировой культуре" галерея "Саатчи" сделала нестандартный выбор. Айдан Салахова нашла золотую жилу в необычном соединении феминизма и исламской символики.
"В принципе, выставка у меня посвящена женщинам, и я бы хотела, чтобы женщины были откровенны сами с собой", - говорит художница и скульптор Айдан Салахова.
Убеждённая атеистка и светская львица, Айдан считает, что, надевая паранджу, женщина становится более свободной. Чёрная ткань не ограничивает, а, напротив, дарит женщине возможность не подчиняться социальным правилам и религиозным условностям.
"Когда вы надеваете паранджу, внутри вы себя чувствуете свободно. Потому что вы закрыты, вы можете улыбаться, когда хотите, злиться, когда хотите, проявлять разные эмоции, и вас никто не увидит", - объясняет она.
Художественный поиск женского начала через призму ислама у духовенства не вызывают раздражения. Работы её без проблем выставлялись в Дубаи. Но две скульптуры власти Азербайджана убрали из павильона этой страны на венецианском Биеннале. В Лондоне организаторам выставки на всякий случай предложили дополнительную охрану.
"Специальных мер безопасности мы не собираемся делать. И считаем, что даже если будет провокация, это моё личное мнение, то будет ещё больше интереса к выставке, и больше людей сюда придёт", - говорит куратор выставки Игорь Цуканов.
Прессу на предварительный показ не пустили, так что любоваться женским внутренним миром пришлось заранее и почти в одиночестве.
В этом зале у Айдан Салаховой разные женщины в парандже. Но то, каким причудливым образом они расположены, дают возможность посетителю самому решить: это незнакомка в парандже или ангел с крыльями?
Художница не видит необходимости объяснять смысл своих работ. Что это? Гадать можно бесконечно. Но в описании скульптуры одно слово: любовь. Хотя возле мраморных книг на постаментах автор делает необходимые пояснения.
"В последнее время меня очень раздражает большое количество информации, которая нас окружает. И от этого количества уже не хочется читать тексты. Слово девальвируется, и я захотела сделать книгу знаний, но без слов", - объясняет Айдан Салахова.
Хотя на каменных страницах ни строчки, любую из этих книг можно прочесть.
Если в начале экспозиции абстрактные фигуры, знаки и орнаменты, в последнем зале Айдан - дочь советского классика Таира Салахова - выступает скульптором-реалистом. Эта работа об отношениях мужчины и женщины.
"Вы видите, как мужчина расселся на женской душе, на белой ткани. А такая же белая ткань, её душа, перекидывается через её руку. И вот эта энергетика является главной составляющей этой скульптуры", - отмечает Айдан Салахова.
На замечание, что у нее чёрно-белый мир, она поясняет: "На самом деле - чёрно-белое отражает то, что сейчас происходит в мире. Потому что у нас люди либо кардинально одного мнения, либо другого".
Окончательного мнения о Салаховой лондонские критики ещё не составили. Хотя первым посетителям пришёлся по душе изящный минимализм и смелое, при этом уважительное отношение к символам веры.
"Сразу чувствуется её хорошее классическое образование, московская, советская школа. Она знает историю культур Запада и Востока, и интересно использует их символы", - отмечает искусствовед Джени Кристинсен.
У художницы, превратившей в объект искусства манекенщицу Наоми Кемпбел, мужчина выглядит как дополнение женщины или актер второго плана. Но мужчины-коллекционеры готовы за эти работы расстаться с большими деньгами.
Смотрите лучшие российские и зарубежные фильмы и сериалы Первого канала на сайте kino.1tv.ru >>