В легендарном питерском БДТ поставили новую версию «Войны и мира» Толстого
Алиса Фрейндлих - в роли экскурсовода по сюжету романа, название которого, пожалуй, знают во всём мире. По словам авторов, современный взгляд на классическое произведение русской литературы даст ему новое дыхание.
У неё нет роли. Нет героя. Алиса Фрейндлих – путеводительница по роману Льва Толстого. Себя называет иглой, сшивающей некоторые, тщательно отобранные эпизоды произведения. Ведь авторы этой постановки не пытались повторить "Войну и мир" дословно – что и невозможно. Скорее – выделить историю двух семей: Ростовых и Болконских.
Декорации к постановке "Война и мир" представляются масштабными, грандиозными. Но не здесь. Для этого спектакля построили длинную белую сцену с уклоном, которая фактически заканчивается в зрительном зале. Из первого ряда до нее даже можно достать рукой. А позади друг друга сменяют полотна-декорации, тоже белые, довольно лаконичные, но это сделано специально: на них транслируют видеопроекции.
Они превращаются то в петербургский салон Анны Шерер, то в покои графа Безухова в Москве, то в имение Лысые горы – и везде такие знакомые со школьной скамьи герои.
Николай Ростов, Пьер, Андрей Болконский, княжна Марья и красавица Элен. Нет только Наташи Ростовой – центральный женский образ, как любят писать в школьных сочинениях, сознательно убрали. Оставив о ней лишь рассказ.
"Я, как и вы все, читала в молодости, в школе, роман по диагонали, что называется. По сюжету и по любимым героям скользила, скользила – скорей добраться. А в этот раз я эти 4 тома просто съела", - рассказывает народная артистка СССР Алиса Фрейндлих,.
Актёры не только перечитывали роман раз за разом, готовясь к постановке. Вместе с режиссером они ездили в родную усадьбу Толстого Ясную поляну – туда, где создавалась "Война и мир". Чтобы прежде всего самим избавиться от навязанных образов.
"Мне кажется, за годы школьного потребления романа, роман превратился в идола, в каменную стену. И то количество стереотипов, которое существует, не даёт нам услышать его простые, очень важные для каждого человека слова", - говорит режиссер Виктор Рыжаков.
Черно-белые костюмы и ярко-красные акценты. "Война и мир Толстого" - спектакль контрастный, эмоциональный. Например, монологи главных героев – когда они вдруг опускаются на колени у края сцены. Получается что-то вроде исповеди, проекция которой заполняет всё пространство. Как мысли и переживания Пьера Безухова – связующая нить всего романа.
"У Толстого действительно Пьера очень много. Даже, скорее всего ощущение, что вообще показано всё его глазами. Начинается с Пьера и заканчивается Пьером", - говорит заслуженный артист РФ, исполнитель роли Пьера Безухова Андрей Шарков.
Как говорят сами авторы, это не только спектакль-путеводитель, но и спектакль-провокация – вдруг зритель по-новому взглянет на Толстого? А может быть даже захочет перечитать роман.