Премьер уверяет, что антикризисный план сработал так, как хотело правительство
Нового много, есть даже хорошее - с этих слов еще до эфира началась встреча премьера Медведева с журналистами пяти каналов. Разговор по итогам года на этот раз почти полностью касался того, как кризис в экономике повлиял на жизнь россиян и как с этим бороться. Премьер считает, что антикризисный план сработал, все будет хорошо. И объяснил - правительство старается, и у него это, уверен Медведев, получается.
И. Зейналова: "Дмитрий Анатольевич, министр Силуанов на заседании Совета Федерации заявил, что следующий год будет последним, когда Правительство сможет воспользоваться резервным фондом для компенсации дефицита бюджета. Не тревожно?
Д. Медведев: "Определённую тревогу слова Силуанова должны внушать, но мы разумные люди и адекватные. Что касается наших резервов. Давайте по-честному признаемся, мы для чего их создавали? Мы их создавали для того, чтобы при такой ситуации, как сложилась сейчас, их тратить. Эти резервы позволят нам пережить наиболее сложный период в нашей экономике. Это первое. Второе. Резервы надо пополнять. Задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, резервы расходовать, а с другой стороны, не допустить ситуации, когда мы окажемся с пустыми карманами. И вот на страже этого стоит господин Силуанов".
И.Зейналова: "И пугает нас".
Д.Медведев: "И пугает нас. В правительстве должны быть и плохие, и хорошие парни. Мы все роли заранее распределили, сомнений нет. Вот я хороший парень".
И. Зейналова: "Для правительства какой курс является комфортным для формирования бюджета, для развития экономики? Чего ожидать?"
Д. Медведев: "Мы впервые познали цену собственных экономических возможностей. Ведь как мы себя вели? Мы – я имею в виду власти в стране в 1990-е годы, да и в нулевые годы. Если что, мы сразу же обращались к западным заимствованиям. Сейчас ничего этого нет, но мы продолжаем жить, мы даже развиваемся. Наша экономика, и это, действительно, медицинский факт, доказала свою самодостаточность. Скажем прямо, не каждая страна имеет самодостаточную экономику".
С.Брилёв: "Правительством был разработан "антикризисный план". Какие у Вас ощущения: работает "антикризисный план", нет?"
Д. Медведев: "Если говорить о моих оценках, то могу сказать, что "антикризисный план" сработал. Он позволил нам выдержать наиболее сложный период этого года. Ведь у нас задача была какая? Остановить падение производства, остановить падение экономики. Сейчас на базе тех данных, которыми располагает правительство, располагает Министерство экономического развития, я могу сказать, что падение экономики и падение производства приостановлено, и мы исходим из того, что следующий год мы уже будем расти".
М.Фишман: "В течение последних нескольких лет мы наблюдаем за значительным ростом (относительным) военных расходов на фоне снижения расходов социальных. Речь идёт об образовании и о здравоохранении".
Д. Медведев: "У меня несколько иные ощущения. Мы действительно в какой-то период пошли на увеличение расходов на оборону. Это так. Мы самая большая, самая крупная в мире страна, с самой протяжённой границей. Если у нас не будет нормальных Вооружённых Сил, у нас просто страны не будет. Это, по-моему, очевидная вещь. Что касается социальных расходов. Давайте признаемся прямо и откровенно: за последние 15 лет у нас был опережающий рост социальных расходов. И мы ничего не снизили. Бюджет системы образования – и федеральный, и консолидированный – практически неизменен. Бюджет здравоохранения на следующий год – и федеральный, и консолидированный – растёт".
К.Поздняков: "В народе ходят легенды о том, что у чиновников, в том числе бывших, какие-то невероятные льготы. Здесь есть что ужать?
Д. Медведев: "Расходы на государственный аппарат у нас раздуты. Скажем прямо, наши чиновники привыкли ездить на более дорогих автомобилях, например, чем чиновники в других странах. Если у тебя есть доходы, покупай личную машину и катайся себе в удовольствие, но государственные машины должны быть нормального среднего класса, не эксклюзивной линейки".
С.Брилёв: "Существующие пенсионеры в следующем году получат повышение пенсии в очередной раз, да? Всё нормально?"
Д.Медведев: "Конечно. Те, кто не работает, естественно, имеют право на пенсию и на индексацию этой пенсии. Эту индексацию мы будем проводить, скорее всего, в два этапа, в зависимости от экономического положения дел в стране. Что касается работающих пенсионеров, то они и работают, и получают пенсию, но их пенсия не индексируется именно потому, что они работают".
Е.Осетинская: "Последние события показали, что Крым по-прежнему находится в изоляции, и, по сути, системы жизнеобеспечения находятся отдельно от Российской Федерации. Когда эта ситуация будет ликвидирована и как?"
Д. Медведев: "Крым является неотъемлемой частью Российской Федерации и в правовом, и в экономическом смысле. Там выплачиваются все пенсии, пособия. Там существует, действует российское правовое поле, которое, на мой взгляд, гораздо более совершенно, чем то, которое было там. Там есть проблемы, которые обострились ввиду известной позиции руководства Украины. Что бы там ни говорили украинские правители, то, что произошло со светом, иначе как геноцидом не назвать. Это совершенно хамская, абсолютно такая отмороженная, как говорят в народе, позиция, когда социальные учреждения, людей, которых, кстати, украинские власти даже почитают за своих (говорят: "Там наши люди, и вообще Крым должен вернуться"), отрезали от энергоснабжения. Как это назвать? Свинство просто, по-другому никак не назвать".
И. Зейналова: "Дмитрий Анатольевич, ещё реалии этого года. Отменены чартеры в Турцию, закрыто воздушное сообщение с Египтом. Смогут ли Краснодарский край и Крым вместить всех желающих отдохнуть?"
Д. Медведев: "Ничего хорошего в том, что закрыты курорты Египта и Турции, нет. Это не козни со стороны правительства, это не злая воля властей, это вопрос безопасности наших граждан. Теперь в отношении наших курортов. Наши курорты, конечно, не так приспособлены хорошо для отдыха, как турецкие и даже египетские. Будем внедрять современные туристические стандарты, будем инвестировать деньги. Мы можем это сделать и будем это делать и на Черноморском побережье Кавказа, и в Крыму".
И. Зейналова: "Замыкая круг, хотелось бы вернуться к началу беседы. Реальность такова, что год казался таким тяжёлым, периодически было впечатление, что мы в каком-то окружении, и вот тяжело. Очень хочется света в конце тоннеля. Скажите что-нибудь обнадёживающее на год следующий, потому что с этим уже вроде бы всё понятно, если у Вас нет других комментариев".
Д. Медведев: "Ирада, вам коротко сказать? Всё будет хорошо! Что же касается трудностей… Какая-то часть трудностей останется, но нет никаких сомнений – мы их преодолеем. А уходящий год, знаете, в нём действительно много всего было – и грустного, и обнадёживающего. Были очень позитивные моменты, вспомним 70-летие Победы. Это всё-таки наш общий праздник, мы его по-настоящему, по-человечески отметили. Были, конечно, и очень тяжёлые события, что говорить. Конечно, терроризм, к сожалению, снова по всему миру поднял голову. Будем с этим бороться. Но в целом, я считаю, мы этот год достойно прошли. Год будущий принесёт нам новые события".