Сегодня стали известны имена лауреатов премии Кандинского
Премия Кандинского - самая престижная награда в нашей стране в области современного искусства. Она вручается уже в девятый раз. Номинаций три, и в двух из них ключевые слова - проект года.
Череп со встроенным компасом, пластиковый автомат, старинные карты и потрепанный временем томик Александра Дюма на греческом. Кажется, хозяин этого мистического интерьера будто отошел на минуту, чтобы зрителя один на один оставить с мыслью — у кого он оказался в гостях и в какую попал эпоху? Только автор инсталляции, художник Андрей Филиппов, знает ответ.
Из множества деталей образ хозяина этой комнаты собирается, как пазл. Кажется, в этих стенах обирает настоящий философ. За этот сложносочиненный "обод смыслов" работу Андрея Филиппова жюри признало проектом года. Главная номинация, в которой не просто финалисты - одни мэтры.
Проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной в популярном жанре "арт-интервенции" - необычные объекты, как гигантский мухомор с башней Татлина на шляпе, вплетены в пространство Третьяковки на Крымском валу. А вот символы своего рода религии 21-го века - Интернета - художники из группы "Ресайкл" вписывали пространство венецианской церкви седьмого века. До Москвы доехала только одна часть грандиозной конструкции из пластика, резины и полиэтилена.
Каждый проект - как клубок загадок, который зрителю предстоит распутать. Вроде, смотришь издалека — будто каменный барельеф и только при ближайшем рассмотрении видно — это пластиковая сетка для защиты саженцев. Или вот — можно принять за книгу, а на самом деле планшет. Так художники дают понять — в их работах нет ничего очевидного, чем глубже мысль, тем сложнее ее расшифровать.
Что заставило забраться на четырехметровый столб и без всякой страховки стоять на нем в холод и ветер? Ольгуа Кройтор объясняет — она искала "точку опоры". Так называется ее проект, который помогает разобраться в себе и показать другим, как мы одиноки, когда находимся на вершине. За этот смелый "акт искусства" - награда в номинации "молодой художник".
"Конечно было страшно, когда ты чувствуешь, что начинает вести столб. Когда ты стоишь, нужно чувствовать себя, как продолжение столба, и при этом пропускаешь через зрение горизонт. И в итоге сходится в какой-то точке, и когда ты ощущаешь, тогда возможно стоять", - рассказывает Ольга Кройтор.
И что бы не говорили скептики, это тоже искусство — когда сами художники становятся таксистами и жителям родного города рассказывают, что такое соц-арт. Или вот — фотография, на которой нет человека, но его портрет будто сам предстает перед глазами.
Каждый проект, как доказательство — показать разные грани искусства и есть миссия премии Кандинского.
"У общества несколько искаженное представление о современном искусстве. Наша задача вместе с другим коллегами, музейщиками, критиками - показать палитру более объективную и разностороннюю, в которой будет видно, что есть бунтари, а есть классики, которые были вчера бунтарями", - сказал председатель Попечительского совета Премии Кандинского, Шалва Бреус.
Искусство не только визуальное — оно и в научных трудах. За доскональное изучение творчество Сергея Эйзенштейна у Валерия Подороги тоже заветная награда, которую уже девятый год подряд вручают тем, кто пульс времени чувствует особенно остро.