У российских водителей много вопросов к новому способу оформления ДТП
Это так называемый европротокол. По закону при мелких авариях следует разбираться без сотрудников ГИБДД, чтобы быстрее освободить дорогу. Но на деле - норма буксует. На эту проблему обратили внимание накануне в правительстве.
Хотел сэкономить время - в итоге, потерял деньги. Авария была мелкой, ГИБДД не ждали - заполнили европротокол. Казалось, без ошибок, но Ивану страховая компания в выплате отказала.
"Там оказались какие-то скрытые недостатки, и их устранение, они говорят, что превышают предусмотренную стоимость и по факту отказали на этом основании", - говорит Иван Гузенко.
Европротокол оформляется: если нет пострадавших, если участников аварии двое, у них есть полис ОСАГО и ущерб до 50 тысяч рублей. При этом повреждены только машины - никаких помятых заборов. Иван считает, что в указанную сумму уложился, но страховая компания, решив, что ремонт обойдётся дороже, отказалась выплачивать даже её.
"Европротокол не работает по одной простой причине, потому что сами страховые компании делают всё для того, чтобы он не заработал. А делают это потому, что им в каждом обратившемся практически мерещится мошенник", - отмечает юрист Николай Тюрников.
Ошибку здесь рискует сделать каждый. европротокол - это 15 пунктов. В них должны быть указаны: имена участников ДТП, модели машин, номера удостоверений, страховых полисов, свидетельств о регистрации, а также 17-значный номер кузова. И главное - нужно нарисовать схему ДТП. При этом, с ней должны быть согласны оба водителя. Одна неточность или неверная цифра - и в выплате может быть отказано. Правда, страховщики утверждают, такие истории - всё-таки исключение.
"Статистика показывает, что количество и по традиционному ОСАГО, и по европротоколу, примерно количество отказов одинаковое. Оно не очень высокое, и в этом случае, на мой взгляд, никакого отличия обычного убытка от европротокола нет", - отмечает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Европротокол вводили, чтобы автовладельцы разбирались сами, разъезжались быстро - в итоге, пробок становилось меньше. А с 1 июля этого в силу вступили поправки, вообще запрещающие участникам мелких аварий ждать ГИБДД. Если ослушались и всё же мешали проехать другим - тогда штраф - по тысяче рублей с каждого. Но несмотря на это, европротокол не стал популярнее. С помощью него сейчас, по данным Российского союза страховщиков, оформляются лишь около 20% мелких ДТП.
К деталям оформления европротокола у водителей много вопросов. К примеру, если раньше подлинность страхового полиса по электронной базе проверял сотрудник ГИБДД, то сейчас автовладельцам придётся доверять друг другу. Не до конца ясно, как действовать, если у одного из участников аварии есть ещё и полис КАСКО, и справка с печатью ему нужна.
Чтобы европротокол заработал в полной мере, говорят эксперты, водители должны быть уверены: деньги на ремонт машины они получат. То есть, решающим аргументом для страховой компании должен быть факт ущерба, а не количество заполненных в документе клеток. Вместо схемы ДТП эксперты предлагают больше полагаться на фотографии
"На сегодняшний момент нет критериев определения, каким образом осуществляется фиксация самого события происшествия, чтобы это не вызывало, самое главное, недоразумений и сомнений в объективности представленного материала и для оценки обстоятельств случившегося", - говорит юрист Тимур Моршанин.
Но больше всего вопросов по-прежнему вызывает оценка ущерба - как не ошибиться с этим, не имея никакого опыта. Ведь в противном случае получить деньги со страховой компании можно только через суд. Иван уже отнёс туда документы. И, говорит, в следующий раз, хорошо подумает прежде, чем оформлять ДТП по европротоколу.