Под Дамаском тылы сирийских солдат прикрывают девушки-добровольцы
83 объекта за сутки - российская военная авиация не прекращает наносить точечные удары по позициям боевиков в Сирии. В числе новых мишеней - командно-наблюдательный пункт и замаскированное хранилище боеприпасов в провинции Идлиб. А в районе Алеппо - цех по производству радиоуправляемых фугасов и склад со взрывчатыми веществами. Они принадлежали террористической группировке "Джибхат ан-Нусра", запрещённой в России.
Чувствуя, как их преследуют по пятам, экстремисты продолжают активно вербовать наёмников, в том числе в европейских странах, лидирует в этом плане Бельгия. По данным западных СМИ, особым "спросом" пользуются медики и IT-специалисты. За каждого платят до девяти тысяч евро. Вербуют боевиков не только в Европе. Под Дамаском появилась новая группа наемников из Африки.
Развалины с обеих сторон. Мы идём через чьи-то дома. Война проложила здесь дорогу. Город принадлежит людям с автоматами. Пятая часть все ещё занята террористами. На днях разведка зафиксировала прибытие исламистов из Западной Африки. Понятно, что местные жители предпочли уехать подальше от таких соседей, побросав свои дома.
Тот, самый случай, когда отступать некуда: позади - Дамаск. Сирийская армия и не собирается. День за днём военные восстанавливают справедливость, занимая дом за домом, квартал за кварталом.
"Нам не нужны большие потери. Мы работаем неспешна. На днях, правда, бандиты активизировались. Пришлось даже запросить поддержку с воздуха. Сирийская авиация решила проблему за 10 минут", - рассказывает капитан сирийской Армии Гусам.
Когда армия продвигается вперёд, тылы бойцам прикрывают девушки. Их здесь 120 человек. В основном - студентки или только что закончившие школу. Все - добровольцы.
"Я хочу, чтобы в Сирии был мир, поэтому я здесь. Мои родители и мой жених, они не стали мне перечить, когда я сюда собралась. Это мой выбор. И это честь для меня - носить форму и автомат", - говорит сержант сирийской армии Разан Ясин Али.
Разан Ясин Али 18 лет. Школу заканчивала уже под звуки артиллерийской канонады. На фронте - полгода. За это время несколько раз лицом к лицу встречалась с врагом. Но интервью давать стесняется, румянец на лице.
"Это мой первый опыт общения с журналистами. Честное слово, я больше боюсь вашей камеры, чем террористов. Хотя у них очень жуткий вид. Я видела их много раз. Они не сирийцы. У них очень длинные, грязные волосы, длинные бороды. Поначалу мне было не по себе. Но сейчас - это уже просто работа. Я вот смотрю одним глазом на вас, а другим поглядываю в амбразуру. Если они появятся, я буду по ним стрелять", - говорит девушка.
При малейшем движении с той стороны, девушки моментально открывают огонь. Стреляют они достаточно точно из всех видов оружия. Автомат, гранатомёт, пулемёт, причём, даже такой мощный - ДШК - Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный.
"Из наших девушек 80% очень смелые, а 20% - просто смелые. Они уже приобрели огромный опыт. Цена ошибки здесь - жизнь. На войне учатся быстро. Единственная сложность - бытовые условия, но мы стараемся им создать максимальный комфорт, с учетом обстоятельств. Поначалу, нам, конечно, было непривычно такое соседство. Но сейчас все успокоились. Шутки закончились. Это настоящие солдаты", - отмечает капитан сирийской армии Таммам.
Для отдыха на позициях предусмотрена женская половина. Военным-мужчинам сюда вход строжайше запрещён. Но какие-то знаки внимания солдаты все равно демонстрируют. Например, над окном женской казармы повесили две клетки с птичками. Когда стрельба стихает, слышно щебет и, вроде бы, нет войны.
Хотя она совсем рядом. Иногда в километре, а бывает, что враг находится за соседней стеной. Снайперы террористов следят за любыми перемещениями на стороне сирийской армии. Впрочем, солдаты к этому привыкли. Знают, как обойти самые опасные места. Перемещаясь с одной позиции на другую вместе с ними, мы совершенно случайно вышли на большую группу людей. Сразу и не поняли, точнее не поверили в то, что происходит. За домом идёт война, а здесь сейчас снимают кино.
Знаменитый сирийский режиссёр Надждат Анзур снимает на линии фронта фильм о войне. Судьба 9-летний девочки, которую главарь террористов выбрал себе в жены. В основе - документальная история.
"Сейчас очень важно сохранить историю на камеру. У нас в Сирии непростые, особенные времена. Как режиссер, я должен зафиксировать все это. Человеческие истории, которых очень много. Мы снимаем сцены на улице и внутри. И место, кажется, безопасное. За другим зданием, может быть, и опасно. Съемочная группа первые дни боялась, но сейчас уже привыкли", - рассказывает режиссер Надждад Анзур.
Один из самых известных фильмов Анзура "Король песков" пару лет назад шёл в российском прокате. За эту картину террористы заочно приговорили режиссёра к смертной казни. И вот он снимает своё очередное кино у них под самым боком.
Каждый вечер съемочная группа уезжает в Дамаск и каждое утро, рискуя попасть под обстрел по дороге, они возвращаются на площадку.
Героини нашего репортажа на линии фронта тоже не ночуют. Сдав посты мужчинам, возвращаются домой, обычно пешком, под прикрытием своих. На этот раз воспользовались привезшим нас автобусом. И только мы трогаемся, они, хоть и в форме и с автоматами, но уже превращаются в обычных девчонок из Дамаска.
"Смотрите, какое солнце. С утра террористы нас немного нервировали. Но к обеду мы их успокоили. Слава Богу, что все хорошо. Но пришлось много поработать. Я снайпер. Думаю, что я не зря сегодня стреляла. Кто сказал, что это война для мужчин? Мы все обязаны защищать свою Родину", - говорят девушки.
На сон остаётся каких-то пять часов. Рано утром, ещё до рассвета, они должны явиться на блокпост и уехать на линию фронта, чтобы сменить тех бойцов, которые всю ночь проведут на позициях, отражая атаки террористов.