Рейтинги европейских политиков падают из-за продолжающегося кризиса с беженцами
400 тысяч беженцев будут депортированы из Евросоюза. Это секретный план, о котором стало известно газете "Таймс". Судя по этой информации, Брюссель не просто отправит восвояси тех, кто ищет лучшей доли в Европе, но и уже пригрозил нескольким странам, откуда беженцы проникают в Европу - в списке Нигерия, Эритрея, Афганистан, Ливия - расторгнуть контракты и торговые соглашения, если нелегалов не заберут по-хорошему. Тех, кто попытается избежать депортации и затеряться в европейской толпе, будут ловить и высылать силой.
При этом глава Всемирного банка Кин заявляет, что при правильном использовании потока нелегалов стареющая Европа может решить массу экономических проблем, если сможет заставить их не сидеть на шее государства, а работать. Хотя пока позицию Кина в Европе налогоплательщики не разделяют, и за последние месяцы рейтинги политиков, обещающих беженцам стол и дом, упали - только у Ангелы Меркель - на 9 пунктов.
Информационная кампания вокруг беженцев вдруг резко сошла на нет, хотя самих беженцев, пытающихся попасть в Европу, за последние недели меньше не стало. Пункт регистрации беженцев в берлинском районе Моабит. Множество людей приходят сюда каждый день. Они ждут своей очереди, спят здесь же в палатках, хотя ночью в Берлине температура опускается до плюс шести градусов. Люди верят, именно здесь начнет сбываться их европейская мечта. Мягкая немецкая осень для них - суровая зима. Беженцы кутаются в пледы и одеяла, но сырость и холод проникает даже сквозь них.
"Я жду уже пятнадцать дней, а у меня даже номера нет", - говорит один из них, Саддам.
Саддам из Пакистана. Через Иран и Турцию он пешком добирался до Германии, как сам признается, в надежде на светлое будущее. Саддам не сорвался бы с места, но нелегальные перевозчики в последние месяцы резко снизили цены.
"Раньше вам нужно было платить от трех до пяти тысяч евро, чтобы доехать сюда из Пакистана, а сейчас достаточно всего четырехсот или пятисот евро", - рассказывает он.
В Германии сейчас порядка 290 тысяч незарегистрированных беженцев, и кто они, не знает ни полиция, ни миграционные службы. По социальным сетям расходятся фотографии, на которых сегодняшние беженцы держат в руках оружие. Миграционная волна ударила по Германии с такой силой, что с чиновниками случаются истерики.
"Если границы сейчас будут открыты, и мы не сможем отправлять поезда с беженцами дальше, тогда мы больше не можем гарантировать безопасность в Мюнхене. Где перевалочный пункт? Где он? Мы уже две недели говорим, что нам нужен новый перевалочный пункт, а его до сих пор нет", - возмущена глава отдела по социальной работе Мюнхена Бригитте Майер.
Почему сейчас и почему так много? Только в Германии, по некоторым данным, в этом году ждут уже до полутора миллионов беженцев. При этом выходцы из Афганистана, Пакистана, Бангладеша, Сирии и Ирака, чтобы попасть в Европу, все должны пройти Турцию.
"Без Турции это не работает. Турция решает, сколько мигрантов она пошлет в Германию, а сколько не пошлет. Это очень сильная позиция", - говорит публицист Кристоф Херстель.
"Если Европа заставит Турцию закрыть границы для беженцев, значит, поток иссякнет. Не заставит - они все устремятся в Европу, потому что деваться им некуда", - полагает экс-глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми.
Заставить Анкару невозможно, с ней можно только попытаться договориться.
"Это в Турции должно содержаться беженцев столько, сколько только возможно, но в ответ мы должны предоставить Турции помощь, если она нам помогает", - уверен президент Франции Франсуа Олланд.
Турция хочет не только денег. По словам главы Евросовета Дональда Туска, Анкара выступает за бесполетную зону вдоль турецко-сирийской границы на сирийской территории, с присутствием на ней военных из ЕС и США. По сути, речь об очередной военной операции НАТО. Поток же беженцев — больная мозоль европейцев, на которую можно в нужный момент наступить.
"Пик произошел в момент, когда надо было добивать Башара Асада, это первое. Ситуация сложилась критическая просто для правительства в Дамаске", - говорит генерал-лейтенант СВР в запасе, директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников.
Почему тогда не попробовать рассмотреть этот миграционный кризис с точки зрения методов ведения психологической войны? Людскими потоками пытались управлять и раньше. Например, в 1994 во время военной операции США в Гаити. Перед четвертой группой психологических операций Вооруженных сил США тогда была поставлена задача: убедить людей не бежать в Соединенные Штаты.
Технологии существуют: это распространение слухов, листовки. Все то, что сейчас мы и видим. Ведь именно "сарафанное радио" подталкивает людей бежать в обетованную Европу. Другое дело, что ситуация неожиданно изменилась. Россия начала действовать.
"Операция потеряла смысл. Смысл ведь был шантаж европейцев, чтобы французы, англичане и американцы все-таки ударили по Асаду, потому что терпеть невозможно, бешеная кампания, пресса плачет по поводу сирийских беженцев", - комментирует ситуацию президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгений Сатановский.
"Большинство беженцев бежали не от Асада и не сирийские, но о других не говорили. Потому что такова свободная пресса, свободная пропаганда. Надо людей в чем-то убедить", - считает Яков Кедми.
По данным федерального ведомства по делам миграции и беженцев Германии, страну накрыло миграционное цунами отнюдь не бегущих из Сирии. Сирийцев в общем потоке всего 25%. Но акцент в СМИ был именно на сирийцах - все из-за смерти маленького мальчика Алана Курди.
"Это самое главное средство у них, невинная жертва. Будь то самолет, будь то корабль, будь то человек, будь то группа людей - невинная жертва должна быть обязательно при раскручивании той или иной кампании. Как только раскручивается такая острая кампания - ждите убийства, ждите смерти, ждите катастрофы", - уверен Леонид Решетников.
Это потом выяснилось, что семья Курди жила в Турции уже три года, что отца Алана выжившие пассажиры лодки, на которой он находился, самого называли нелегальным перевозчиком, что тело мальчика, по всей видимости, переворачивали для съемки с лучшего ракурса. Информационная бомба уже взорвалась.
"Это использовали с максимальной подлостью и с максимальной глупостью тех, кто искренне полагал, что это не явилось результатом целенаправленной кампании Турции, которая не просто гонит беженцев, но неплохо зарабатывает на этом. Потому что катарские и саудовские фонды снабжают беженцев не только целями и указаниями, но и деньгами", - поясняет Евгений Сатановский.
Действительно, первое, что поражает - это логистика. Все беженцы говорят про открытые границы, многие - об информационной поддержке. Корреспондент Sky News, например, в эфире показал специальный путеводитель для мигрантов с адресами, паролями и явками.
Беженец из Афганистана, его зовут Абдул Ахат Барати, рассказал журналистам о том, как перевозчики, почему-то говорящие по-английски, руководили передвижениями беженцев по телефону. Так удавалось беспрепятственно пересекать границы.
"В одной группе тридцать человек. На группу полагался один телефон. И лишь один человек с ними разговаривал. А после того, как мы прибыли, мы должны были выбросить телефон", - говорит он.
А вот эпизод, свидетелем которого стала съемочная группа Первого канала в Мюнхене. Мужчина, утверждающий, что он беженец из Сирии, дирижирует с криками "Германия, спасибо" для привлечения прессы. Такой спектакль по команде повторяется несколько раз для новых групп журналистов, и каждый раз мужчина на беглом немецком рассказывал на камеры о том, что война в Сирии идет лишь из-за того, что Россия мешает США сместить тирана Асада. Все это происходило через сутки после того, как на канале Fox News обвинили Россию в нашествии беженцев на Европу.
"Для них это все игра в шахматы. У них нет личного опыта, они не видели страданий невинных. Это проблема", - считает Рэй Макговерн, бывший аналитик ЦРУ.
В какие игры ни играли бы политики, реальность такова, что в Сирии сейчас работает российская авиация, а Европа осталась, по сути, с беженцами один на один. В Германии многие из них сейчас растеряны. Обещанной манны небесной, несмотря на феноменальную поддержку со стороны волонтеров, они так и не вкусили. Рядом с центрами регистрации постоянно возникают конфликты. Пакистанцы, афганцы, албанцы уверены, что их здесь принимают за людей второго сорта.
"Нет ни еды, ни денег, ни места, где мы можем спать", - говорит Мохаммед Ясир.
Нет много чего. Ролик набирает сейчас популярность в глобальной сети - на нем мужчины жалуются на то, как тяжело им на чужбине без женщин.
По статистике, две трети всех беженцев — это молодые мужчины. Пока они тратят свою энергию на межэтнические разборки.
Ангела Меркель проявляет невероятное упрямство, одно и то же неделями твердит как мантру: мы справимся. Все это уже вызывает вопросы, не приведет ли эта ситуация к отставке канцлера.
Прямого ответа так никто и не услышал. Положение серьезное. Баварский премьер Хорст Зеехофер, кстати, коллега по правящей коалиции, грозит Меркель разбирательством в Конституционном суде. Взбунтовались и христианские демократы, члены ее же партии. Но пока ворота в Германию открыты. Беженцам немецкие власти все еще говорят: "Добро пожаловать".