Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
7 октября 2015, 09:24

В Москве открылась масштабная выставка работ художника Валентина Серова

Крупнейшая выставка работ Валентина Серова, которого по праву считают первым русским импрессионистом, распахнула двери в Третьяковке на Крымском валу. Она приурочена к 150-летию со дня рождения художника.

На трех этажах разместились более 250 полотен из музеев России, зарубежья, а также частных коллекций. Многие широкой публике будут показаны впервые. И конечно, посетители увидят самые известные произведения живописца, среди них - знаменитая "Девочка с персиками".

Его называли "Пушкиным в живописи", а он будто и не замечал, что своей "Девочкой с персиками" совершил переворот в искусстве. Валентин Серов словно даёт зрителю почувствовать сбившееся дыхание ребёнка, который на секунду забежал в дом и еле сдерживает озорную улыбку. Одно мгновение, которое художник писал почти два месяца. Оттого рядом со спелыми персиками - первые пожелтевшие листья.

"О такой живописи очень долго мечтало русское искусство. И два известных мэтра прославленных допустим, Крамской и Репин, очень долго рассуждали, как же нам сделать так, чтобы русское искусство было таким же чистым, свободным, как живопись французских импрессионистов, но при этом не потеряло своей содержательности. И вот Серов в этой картине как раз, не зная совершенно об этом, сумел этого достичь", - рассказывает куратор выставки, хранитель Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.

Он не написал ни одного похожего портрета и каждый раз упрямо искал новые приёмы. Не прорисовывая деталей, художник добивается почти зеркального сходства, уделяя внимание только лицу и рукам. Жесты точнее, чем глаза, передавали тончайшие душевные состояния. Сдержанное - в портрете Левитана, или почти исповедальное – у Максима Горького.

Десятки, а иногда и сотни эскизов. Серов порой месяцами не приступал к написанию картины, а только ломал голову, как именно должна выглядеть модель. Сам он говорил: "Каждый портрет для меня — целая болезнь". И в очередном мучительном порыве рвал и бросал в печь почти идеальный вариант. Один такой эскиз каким-то чудом удалось восстановить. По многочисленным склейкам хорошо видно, как сильно мастер был недоволен своей работой.

Многие картины для этой выставки привезли из музеев Франции, Дании, Армении и Белоруссии. Пожалуй, сложнее всего было доставить занавес к балету "Шахерезада", который долгое время считался утерянным. Уникальное произведение искусства обнаружили совершенно случайно. Мстислав Растропович и Галина Вишневская купили полотно на аукционе в Париже, даже не догадываясь, что это работа Серова. И только когда Вишневская пришла в мастерскую, чтобы немного укоротить занавес, реставраторы не поверили своим глазам.

"Серов провёл действительно научную работу. Он изучал персидские миниатюры, зарисовывал, пробовал разные варианты композиции. И чтобы вдохновиться, он просил свою дочь играть Римского-Корсакова, когда создавал эскизы к этой работе", - рассказывает куратор выставки Мария Кривенко.

Страстно увлечённый театром, Серов рисовал этот занавес специально для "Русских сезонов" Дягилева, а изображение солистки его труппы Иды Рубинштейн стало самым скандальным произведением художника, которое современники не поняли и не оценили. Очерченное жёстким контуром обнажённое тело и царственный взгляд, будто устремлённый куда-то в Египет, напоминали архаический барельеф и одновременно были эпатирующе новыми.

"Он выходил, на мой взгляд, на совершенно иные уровни, иные горизонты, и нащупывал возможности совершенно иного художественного языка, чем тот, которым привыкли все говорить в XIX, начале ХХ века", - поясняет генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

"Мы сегодня обсуждали с директором Третьяковки проблему посещаемости наших музеев. И как раз говорили о том, что в Третьяковской галерее много посетителей, а на Крымском валу их недостаточно много. Я думаю, что выставка Валентина Серова должна полностью сломать эту тенденцию", - полагает министр культуры РФ Владимир Мединский.

Вся выставка - как попытка проникнуть в сознание художника. Самые знаменитые портреты и неизвестные карандашные наброски, письма и дневники, записные книжки, которые Серов всегда носил с собой, и палитры. Этими красками он писал серию "Похищение Европы". Сохранив древний сюжет, Серов вдохнул жизнь в привычное изображение царевны, придав ей пластику реальной женщины. А рядом - другой вариант, уже в стиле модерн. Кажется, это и есть главный секрет художника – всегда разный и каждый раз всё тот же.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей