Оплату капремонта домов жильцы обсуждают с юристами и соседями
Вопрос капитального ремонта жилья красной строкой идет во многих предвыборных программах. Ведь до конца 2015 года по всей стране, кроме Крыма и Севастополя, в квитанции включат оплату от 15 рублей за метр в Москве до двух рублей в Мурманской области.
То есть, коммуналка поднимется, но взамен коммунальщики обещают привести все в идеальный порядок. Обеспокоенные граждане уже обращаются к юристам - нужно ли платить и как проконтролировать, ведь деньги немалые.
Вот уже полгода Маргарите Михайловне приходит по две квитанции за капитальный ремонт с одинаковой суммой. Одна от — регионального оператора, другая — от управляющей компании — отчисления на спецсчет.
По закону, у собственников есть два варианта накопления. Первый по умолчанию: перечислять деньги региональному оператору в общий котел, что-то вроде кассы взаимопомощи, из которой и будет оплачиваться капремонт каждого дома по очереди, согласно региональному графику. Второй вариант — более сложный, но как говорят эксперты, понятный. Собственники могут открыть спецсчет и копить на будущий капремонт только своего дома. Но для этого необходимо провести собрание, и за должны проголосовать не менее, чем две трети собственников.
Жилинспекция провела проверку. Поясняют: спецсчет был открыт с нарушениями. И получилось что незаконно собрано уже более миллиона рублей. Последствия для жителей неизвестны. Они говорят: неразбериха с первого дня. Непонятно, кому платить, и как действует этот механизм и главное, как формируется тариф. Ведь если посмотреть по регионам, разброс впечатляет: от 2 до 15 рублей за квадратный метр. В Минстрое России поясняют: они рекомендуют формулу, а местные власти сами высчитывают, исходя из особенностей региона.
"В каждом регионе разная численность многоквартирных домов. Где-то качество домов и уровень износа выше, где-то ниже. Стоимость капремонта в Белгороде и в Москве разная. И поэтому задача региональных властей - посчитать объем регионального фонда, определить все дома, которые проходят ремонт; посчитать, сколько стоит ремонт кровли, фасада, работ, в зависимости от того, сколько стоит рабочая сила; и определить тот взнос, который люди должны ежемесячно платить", - пояснил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис.
"Из общей стоимости капитального ремонта, пусть это будет S, отнять ту долю, которую профинансирует бюджет. Это будет та стоимость капремонта, которую должны оплатить собственники квартир в конкретном доме", - отметил ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
Неизвестная D в этой формуле так и остается неизвестной - доля финансовой помощи из регионального бюджета нигде не прописана. В конечном счете, вместо большого ремонта все может свестись к банальному латанию дыр.
"Когда устанавливаются заниженные взносы, то поступления в этот котел заведомо недостаточны для того, чтобы профинансировать капремонт тех домов, которые нуждаются в капремонте. Соответственно какой будет выход у чиновников, они будут, скорее всего, вставлять дома, которые либо в очень плохом состоянии и не дошли еще до аварийности, и включать дома, где люди жалуются", - отметил ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
"Необходимо сделать прозрачной систему формирования размера платежа на капремонт. Второе — необходимо определить уровень возможного повышения платежа для каждого из регионов. Третье — необходимо обеспечить прозрачность и адекватность программ капремонта, чтобы мы понимали, что ветхие дома, в которые бесполезно вкладывать деньги, не попадают в программу капремонта", - считает директор Центра независимого мониторинга "Народная экспертиза" Николай Николаев.
Первый этаж дома расселили еще 30 лет назад. Теперь он уже частично ушел под землю. Перекрытия, кровля, коммуникации — прогнило все. Дом начала XIX века. Износ — более 80%. Но аварийным местные власти его не признают и собирают деньги на капремонт.
"У нас тариф 6,50. Я не плачу. А за что платить? У меня после приватизации квартиры 85% износа. За что я должна платить? Люди вообще отказываются от такого капремонта. Они нам хотели просто заделать фасад, замазать. Перекрытия по капитальному ремонту не предусмотрены. А у нас балки все гнилые", - рассказывает жительница дома Галина Очилова.
Те, кто отчисляет деньги региональному оператору, сколько платят, хорошо знают, а вот каким будет ремонт, только гадают: что там для них останется — в общем котле?
"Если вы деньги отдаете в региональный фонд, неважно, сколько вы накопили. В 2014 году отремонтировано 8 тысяч многоквартирных домов. И собственники этих домов еще ничего не накопили, но ремонт им сделали. Почему? Потому что взносы начали платить все собственники жилья в регионе, и если вдруг по каким-то причинам, например, в 2021 году оказалось, что денег на какой-то дом не хватает, то тогда это прямо записано в законе: прямую ответственность за финансирование конкретного дома несет бюджет субъекта, то есть государство", - поясняет заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис.
То, что деньги добавят, знали жители и дома в Самаре, когда решили, что платить будут региональному оператору. Ремонтировать дом уже начали. С виду, конечно, не скажешь, но фасад — следующий этап. На первом обновили отопительную систему. Это, конечно, хорошо, говорят жители, правда, нужно было совсем другое.
"Изначально мы просили, чтобы нам заменили частично канализацию. Я написал заявление в региональный центр, чтобы выделили сумму порядка 150 тысяч. И так дело и затихло", - рассказывает житель дома Ульянов Александр.
Дело затихло так, что представители регионального оператора теперь говорят: о канализации впервые слышим.
"По программе какой вид работ был запланирован, тот и выполнен в полном объеме", - рапортует первый заместитель генерального директора фонда капитального ремонта Самарской области Сергей Леонтьев.
Чтобы было меньше вопросов, эксперты советуют выбирать спецсчет. Конечно, не просто каждый раз собирать собственников, голосовать: выбирать строительную фирму. Но зато можно самим определять, что ремонтировать, когда. А если не хватает денег, можно взять кредит. И если у нас это что-то новое, то за рубежом, к примеру, в той же Эстонии, такой кредит - обычное дело.
К примеру, в Эстонии еще в 90-е стали появляться квартирные товарищества, что-то вроде наших ТСЖ.
"С подрядчиком мы договариваемся об оплате. Если это небольшая сумма, договариваемся в рассрочку оплата. Если ремонт крупный, дорогостоящий, тогда — это было один раз в 2007 году - мы брали кредит в банке", - рассказывает председатель квартирного товарищества Валентина Попова.
Собственники платят по кредиту за уже выполненные работы. То есть вполне понятно, за что. С теми, кто отказывается вносить деньги, разговор короткий.
"В принципе, члены товарищества могут обратиться в суд, кто не платит за квартиру, за кредиты и после этого суд решит, что можно, дает товариществу разрешение выселить этого жильца", - поясняет вице-мэр Таллинна Калле Кландорф.
Разрабатывая федеральную программу капремонта, безусловно, изучался и зарубежный опыт, говорят в Минстрое. Но полностью перекладывать ответственность и расходы на собственников не стали — груз неподъемный. Два с половиной миллиона многоквартирных домов - это порядка трех миллиардов квадратных метров — больше чем площадь Люксембурга. Половина — уже сегодня нуждаются в капитальном ремонте. Именно поэтому и была запущенна масштабная программа. Правда, с началом реализации выяснилось: она сама нуждается в капитальном ремонте, чтобы в итоге она не оказалась карточным домиком.