Конфликт цивилизаций нашел отражение в программе Венецианского кинофестиваля
Через считанные минуты станет известно, кто получит главный приз кинофестиваля в Венеции - Золотого льва. Но не только кино, режиссеры и актеры были главными героями этого мероприятия. Беженцы, десятками тысяч прибывающие в Европу, - это одна из главных тем обсуждения на кинофоруме.
Венецию на севере и остров Лампедуза на самом юге Италии, куда толпами прибывают африканские и ближневосточные беженцы, разделяют чуть более тысячи километров.
Небольшой участок европейского континента, так что реальность босыми ногами с легкостью врывается в творческий мир Биеннале. Босыми - в знак солидарности с беженцами, стоптавшими обувь во время своего трудного пути.
Остров Лидо, место проведения фестиваля, всегда был площадкой для выражения общественного мнения по проблемам, которые переживает Европа. В прошлом году здесь прошли митинги против войны в Донбассе, тема этого года - волна мигрантов, захлестнувшая континент. Это манифестация сторонников послабления миграционной политики и они приветствуют беженцев с Ближнего Востока.
Италия как индикатор полярности мнений большинства граждан Старого Света. Радость и восторг одних, готовых принять беженцев с распростертыми объятиями, настороженность и опасения других, желающих знать, готова ли Европа к такому наплыву.
"Мы против положения, когда Европа превратилась в неприступную крепость. Она закрывалась от проблем последние 15 лет, закрывала границы и не пускала сюда людей. Права беженцев, бегущих от ужаса войны, - это фундаментальные права человека. Мы должны сделать этих людей частью нашего демократического общества", - считает организатор марша Андреас Сегре.
"Они приедут сюда, останутся здесь. Нарожают здесь детей и наше общество, наша Европа постепенно станет мусульманским миром", - говорит местный житель Альдо Ито.
Кино как предчувствие. В Венеции этого года таких работ предостаточно. Всю сложность и неоднозначность проблем, с которыми столкнулась Европа, режиссеры излагают языком образов. Картина тревожная, признает сам директор фестиваля Альберто Барбера.
"Иммиграция, терроризм – кажется, никто не знает, как решать эти вопросы, - ни правительства, ни финансисты, ни банки. Поэтому кино вынуждено это делать самостоятельно, режиссеры из всех уголков мира представляют свое видение современности, а это огромная ответственность, помочь зрителю разобраться, понять, как реагировать на вызовы, с которыми столкнулось наше общество", - говорит режиссер Альберто Барбера.
"Большой всплеск" от итальянского режиссера Луки Гуаданьино. Картина основного конкурса, в главных ролях звезды - Рэйф Файнс и Тильда Суинтон, сыгравшая рок-звезду, потерявшую голос. Переплетение непростых людских отношений - все закончится грустно, как и положено в драме.
"Но вдруг мы видим, что в этом идеальном месте появляются какие-то чернокожие герои, это явно африканские беженцы, которые туда приплыли. И понимаем, что это проблема, с которой теперь столкнулась Европа. Это как бы на периферии фильма, но все равно это придает картине актуальность, переводит ее в иное измерение", - отмечает кинокритик Андрей Плахов.
Слова российского режиссера Александр Сокурова об ошибках европейских политиков, бессмысленном и неконтролируемом, по его мнению, вторжении иной культуры в христианскую цивилизацию Старого Света всю неделю активно обсуждаются в итальянской прессе.
Его "Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией" - фаворит фестиваля. Во всех рейтингах кинокритиков и публики картина лидирует с явным отрывом, но решение о награде принимает все же жюри. В этом году его возглавляет мексиканский режиссер Альфонсо Куарон, со сцены фестиваля публично заявивший, что Европа непременно с радостью примет мигрантов.
Сокурова явно тревожит, что насилие и варварство исламских радикалов в Пальмире может найти свой путь и в Европу. Для террористов из "Исламского государства", организации, запрещенной в России, границ просто нет. Если верить заявлениям политиков из Евросоюза, боевики переходят их под видом сирийских беженцев.
О терроризме вне времени и пространства - картина турецкого режиссера Эмина Элпера "Безумие". Действие фильма происходит в неназванном городе, где постоянно гремят взрывы. История о двух родных братьях, переживающих чувство постоянного страха, о "состоянии войны", которое разделяет семью и превращает друзей во врагов.
"К сожалению, сейчас в Турции такая же атмосфера, как в фильме. Ещё месяц назад все было по-другому, тогда соблюдалось перемирие между курдскими вооруженными группировками и правительственными войсками, но в июле все сорвалось и сейчас на юго-востоке страны ситуация такая же, даже хуже и мрачнее, чем мы показали в нашей картине", - говорит режиссер-сценарист Эмин Альпер .
Насколько хрупок мир, как все может рухнуть за секунду - фильм фаворит Биеннале "Рабин - последний день", об убийстве израильского премьера евреем фанатиком. Гибель Ицхака Рабина 20 лет назад резко затормозила мирный процесс между Израилем и Палестиной и согласия там нет до сих пор. Картина не столько о самом политике, а об атмосфере ненависти к нему со стороны консервативных правящих кругов государства Израиль.
Под конец фестиваля фильм китайца Чжао Ляня "Бегемот". В погоне за экономическим чудом и прибылью промышленные компании рушат красоту окружающего нас мира. Создают в прямом смысле слова ад на земле и под землей, ведь картина о жизни китайских шахтеров. Порой кажется, что выход из него на поверхность только один. Некогда зеленые и сочные луга Поднебесной - превратились в поля смерти. Еще один фильм-предчувствие на фоне недавнего взрыва в китайском промышленном порту Тяньцзинь, который унес жизни 170 человек.
Картины Венецианского фестиваля этого года полны мрачного реализма, но именно так, говорят организаторы, можно заставить зрителя задуматься. Пока есть время, пока не стало слишком поздно.