В летнем лагере в Белоруссии детям помогают учиться жить без Интернета
Онлайн — не зависимость! Необычный эксперимент завершился в одном из детских лагерей в Белоруссии. Закончилась смена, участники которой три недели провели без Интернета и мобильных телефонов. Там, где находится лагерь, просто нет связи. Ребята признаются: сначала было не просто, но потом привыкли.
К слову, проблема "живущих в Сети" сегодня всерьез волнует специалистов. В некоторых странах организуют не просто лагеря отдыха, а настоящие лечебницы, где помогают тем, кто сам не в состоянии выбраться из Всемирной паутины.
Такое сейчас редко увидишь. Из почти двухсот подростков ни одного с сотовым телефоном или планшетом в руках. Гаджеты в этом летнем лагере не то чтобы вне закона, но особой пользы от них нет - ни дозвониться, ни выйти в Интернет. Однажды приехав сюда на разведку, педагоги решили: а ведь идеальное место для профильной смены старшеклассников-интеллектуалов.
"Все были предупреждены. Сначала не верили. Сейчас, я думаю, какая-то часть людей, у которых есть интернет-зависимость в начальной стадии, уже понимает, что жить можно и обычной нормальной жизнью, в обычном воздухе, а не в Сети", - говорит педагог юношеской смены Белорусской лиги интеллектуальных клубов Евгений Зайцев.
За ненадобностью телефоны сразу заняли место в прикроватных тумбочках. Достают их только по вечерам, чтобы позвонить домой с единственной поляны, где можно поймать сигналы сотовых сетей. Школьники не скрывают: поначалу было ощущение, будто чего-то не хватает. Всё-таки, признают они, зависимость от гаджетов в какой-то степени есть.
"Я иногда замечаю за собой, и это очень обидно. И лагерь - это как проверка и доказательство самой себе, что нет, я не зависимая, я могу провести без Интернета три недели, и ничего не случится. Я прожила, я смогла - и это маленькое достижение", - говорит Анастасия Сухоцкая.
Жить без Интернета и СМС-чатов оказалось не скучно. Главное, говорят, чтобы не оставалось времени бездельничать, ведь именно в такие минуты рука сама тянется к телефону.
Здесь уверены, что жить без Интернета не просто можно - нужно! Хотя бы на три недели в году бывает очень полезно сменить перепасовку в соцсетях на настоящий футбол и интеллектуальные дуэли под берёзами и соснами"
Профессиональные педагоги отмечают: классический источник знаний, книга, быстро проигрывает Интернету в борьбе за внимание школьников. Открыть десяток страниц в Сети проще, чем сходить в библиотеку. Но доступное не всегда значит качественное.
"Разрабатывая какие-то проекты, какие-то новые идеи, даже подыскивая какие-то названия для каких-то мероприятий и семинаров, всё равно ищешь какие-то старые книжечки, листаешь их и находишь гораздо интересней, чем ты можешь найти в Интернете", - признается заведующая отделом по работе с детскими и молодёжными объединениями белорусского Национального центра художественного творчества детей и молодёжи Ирина Шевченко.
В этом заведении дисциплина, конечно, куда жёстче, чем в белорусском лагере "Спутник". Ведь здесь Всемирную паутину фактически приравняли к наркотику. Китай - первая в мире страна, где интернет-зависимость официально признана клиническим расстройством. При поддержке государства в Поднебесной создали реабилитационный центр для тех, кто проводит дни напролёт в игровых залах, бросает учёбу и практически отрекается от реального мира.
Полугоспиталь, полушкола, больше похожая на тюрьму, находится на территории военной базы. Реабилитационная программа - соответствующая. Кроме, собственно, терапии - жёсткая муштра, боевые искусства и самые простые развлечения, вроде игры в карты. Многие, попадая сюда, испытывают настоящую ломку.
Авторы документального фильма "Сетевой торчок" так и не находят ответа на вопрос, помогают ли такие радикальные меры справиться с игровой и интернет-завивимостью. Намекают лишь, что причина беды в семье, где нарушена нормальная связь между детьми и родителями.
В Белоруссии, считают преподаватели, о подобных жёстких методах говорить пока рано - интернет-зависимость нельзя назвать национальной проблемой. Но всё же есть идея сделать через год именно реабилитационную смену для тех, кто уже с головой ушёл в мир компьютерных квестов и соцсетей.