Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
9 августа 2015, 21:57

Шоком недели стали события, которые произошли в Нижнем Новгороде

Там Олег Белов с нечеловеческой жестокостью расправился со своими шестью детьми, беременной женой и собственной матерью. Сейчас соседи вспоминают, что в тот злополучный день из квартиры раздавались крики о помощи, однако вмешаться в, казалось, обычный семейный конфликт, никто не захотел. Так же, как и участковые, которые на заявления Юлии Беловой ограничились лишь формальными отписками. За проявленную халатность оба полицейских арестованы. Отстранен от должности и заключен под стражу и их непосредственный начальник. Есть информация, что именно он рекомендовал коллегам не возбуждать уголовного дела.

Сейчас кажется, только она одна и сражалась за нормальную жизнь любимой дочери и шестерых внуков. Одна - беспокоилась, приезжала, звонила 02, умоляла сбежать от домашнего кошмара. Но в этой войне против равнодушия, когда чьи-то крики за стенкой - просто крики, а чужая боль всегда некстати - Валентина Николаевна проиграла. Который час глядя куда-то в пустоту, она поймет - ее Юленьку и малышей просто некому было спасти. И пусть теперь муж-убийца, шизофреник, который долгие годы стоял на учете в психдиспансере, арестован, недобросовестные полицейские - тоже, она спросит: неужели прививки от жестокости у людей попросту нет.

"Соседка говорит, что она кричала, стучала в стену, звала на помощь, а потом звуки прекратились, никто не вызвал ни Скорою помощь, ничего", - говорит Валентина Зайцева.

Каждое слово, как подтверждение - домашнее насилие буквально "заперто" в четырех стенах, спрятано от внешнего мира, которому видны лишь припудренные синяки. Да и они, похоже, мало кого волнуют. По словам экспертов, не больше 10% таких дел доходят до суда. Хотя постоянные побои и оскорбления - реальность, знакомая чуть ли не каждой третьей женщине в нашей стране.

"Около 45% семейных пар, причем неважно, расписанных или не расписанных, но ведущих совместное хозяйство - только 45% не бьет, а в 28% бьет постоянно", - говорит руководитель отдела клинической психологии научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов.

Что такое молить о помощи и услышать извечное "бьет, значит любит", Маша узнала три года назад. Но помнит тот день, будто это было вчера.

"Бил везде - и по лицу, и по спине, и по ногам, я спала, он меня спящую начал бить, куда попадал, туда и бил. Милиция приезжает, посмотрели на это все, мне сказали: мы же его в вытрезвитель заберем, а это надо будет оплачивать, либо сами уйдите из дома, он проспится - это семейная драма, мы не имеем права сюда влазить", - рассказывает жертва домашнего насилия Мария.

Впрочем, чаще так рассуждают сами жертвы - проспится, одумается, оценит. Парадоксальная надежда на лучшее - вечный спутник домашнего насилия. Причем, объективно оценить нездоровую ситуацию дома человек, живущий в постоянном стрессе и страхе, вообще не всегда может, - говорят психологи. Работает так называемый синдром "избиваемой женщины", когда мысль вырваться, сбежать пугает еще больше, чем постоянный домашний кошмар.

Вероятно, так и Юлия Белова не могла найти силы, чтобы разорвать самостоятельно этот круг насилия.

"Если женщина постоянно находится в ситуации унижения и насилия, то у нее меняется "Я-концепция", ее круг сужается, ее мир сужается", - говорит семейный психолог Татьяна Потемкина.

Психологи подсчитали, что женщина прощает обидчика до семи раз. Причина - еще и банальное желание "не выносить сор из избы". К тому же, стыд рассказать об очень личном профессионалам, когда даже близкие не могут понять.

"Родня и подруги не поддерживают, милиция их не поддержит, они говорят: это ваша бытовуха, мама скажет: я терпела и ты терпи, подруги скажут: да у тебя вообще мужик есть, у нас мужика нету, пускай побьет он тебя, он тебе цветы потом купит", - говорит директор кризисного центра "Китеж" при подворье Новоспасского мужского монастыря Алена Садикова.

Уютный дом с большим душистым садом и огромным огородом Алена не любит называть "кризисный центр". Просто дом - где всегда поймут, накормят и дадут крышу над головой.

В летней обуви, закутав годовалого ребенка в одеяло, Катя добралась до кризисного центра. Просит не показывать лицо - слишком сложно вспоминать, как любимый человек из защитника стал насильником.

"Мог ударить кулаком, у меня были пара рассечений на лбу, были у меня пара шрамов", - говорит жертва домашнего насилия Екатерина.

Она вспомнит: и как хотела написать заявление, и как останавливалась. А семейное гнездышко стремительно превращалось в кладбище чувств.

"Самая распространенная ошибка: сотрудники полиции говорят: давайте проедем в подразделение органов внутренних дел, напишем заявление и так далее, но большая часть жертв не едет, потому что в их понимании проблема решена, конфликт исчерпан, все хорошо", - говорит адвокат, специалист по семейному праву Андрей Сарычев.

Так ли "все хорошо", стражи порядка должны разбираться. Но "копать глубоко", как правило, просто нет времени.

"Проводятся беседы профилактические, где выясняется момент, почему она написала встречное заявление, почему она против привлечении лица к ответственности, как правило отвечают: не желаю и все, помирились", - рассказывает сотрудник полиции.

Но это лишь одна из фаз конфликта, после которой неминуемо - ссора, крики и кулаки. Этот алгоритм боли и унижений не знает ни географических границ, ни социальных различий, ни даже гендерных. Иен Янг из Великобритании 17 лет терпел издевательства жены и подробно описал свою историю в интернете. А снимки девушки из Хорватии стали основой для социальной рекламы. Она фотографировала себя на протяжении года. Одна минута - чтобы об ужасе домашнего насилия рассказать все.

Фотографии журналиста Анны Жавнерович тоже ужасают, как и пронзительная и страшная статья-дневник, где главная мысль: от такого не застрахован никто. И это только несколько чудовищных случаев из сотен тысяч аналогичных. Причем, предпосылки физического насилия, уверяют психологи, всегда похожи.

"Если женщина систематически подвергается оскорблениям, причем эти оскорбления могут быть даже в саркастической форме, если женщине супруг или сожитель запрещает иметь собственный источник дохода, если все финансы семьи аккумулированы в руках одного человека и для того, чтобы женщина могла вести хозяйство, она вынуждена все время обращаться к своему мужу, причем в самой уничижительной форме - это не договор, это насилие", - говорит семейный психолог Татьяна Потемкина.

Противоядие к этому "террору в четырех стенах" - охранный ордер, уверен один из авторов законопроекта "о домашнем насилии" Алексей Паршин. Основа - западный опыт, когда обидчика просто изолируют.

"Охранный ордер просто запрещает наносить удары, преследовать и совершать акты бытового насилия, если он их совершает, к нему уже применяются санкции от административной до уголовной. Выдает это защитное предписание суд", - говорит адвокат Алексей Паршин.

Вот только защитного предписания от равнодушия, неуважения и эгоизма, увы, не существует. Оттого так горько звучат слова тех, кто прошел через домашнее насилие и, вырвавшись, понял одно: не нужно терпеть, если надежду на счастье так старательно выбивают кулаком.

"Если вдруг муж на вас поднял руку, надо просто собираться и уходить, это неисправимый человек", - говорит жертва домашнего насилия Мария.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей