Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
12 июля 2015, 21:27

Экономисты уверяют — кризис на Западе может совпасть с кризисом на Востоке

Экономисты сегодня, с одной стороны, боятся эффекта греческого домино, который ударит по всей европейской экономике. С другой - поглядывают на Восток, где кости домино сложены по-другому и называются маджонг, но выглядят не менее настораживающе - обвал китайских биржевых индексов может повлечь за собой огромные потери не только перегретой экономики Поднебесной.

Греция на выход. А ведь это мы уже слышали. И слово "грекзит" — оно не из нынешнего, из прошлого витка долгового кризиса. Греки тогда тоже хотели референдум. Но не решились нервировать кредиторов. И под шум уличных протестов парламент страны одобрил программу жесткой экономии в обмен на новые займы.

"Я уверен в том, что Греция должна остаться в еврозоне. Мы с коллегами определили условия, при которых можно ликвидировать стомиллиардный долг и вернуть экономику на путь постепенного роста", - заявлял тогда министр финансов Франции Франсуа Баруэн.

В итоге, падение 27% - беспрецедентно для мирного времени. Без работы каждый четвертый. А долг стал выше втрое. При том, что большая часть денег на греческие счета не поступала — сразу кредиторам, в немецкие, французские банки, где для греков считали риски возврата к драхме. Раньше получалось 300 миллиардов евро. Теперь это - просто нынешний долг. И денег нет даже, чтобы открыть банки.

"Греция является, с экономической точки зрения, банкротом с 2010 года. И вместо того чтобы признать этот неприятный факт и путем сильной девальвации вновь введенной греческой валютой запустить цикл экономического роста, вместо этого уже свыше пяти лет идет программа экономии, которая имеет очень болезненные социальные последствия", - говорит экономист Сергей Хестанов.

Признать неприятный факт, значит не на словах, на деле устроить тот самый грекзит. Маленькой Греции страшно и вот уже опять готовы на те же грабли. Но большой Европе страшно вдвойне, ведь это расписаться в собственных ошибках, допущенных при объединении. Да, такого действительно раньше не было — чтобы столь разные по развитию суверенные страны отказались от своих денег в пользу общей валюты. Но перекос в экономиках центра и периферии (кстати, греческое слово) оказался слишком велик.

"Грецию принимали закрыв глаза на многие проблемы в экономике, которые были. Сейчас говорят, что Греция обманула, ввела в заблуждение, но я не очень в это верю. При нынешнем состоянии статистики были реперные точки, позволявшие экспертам делать соответствующие выводы", - сказал заместитель директора института Европы РАН Владислав Белов.

Ладно бы одна Греция. Но это только вершина айсберга. Испания, Португалия, Ирландия, Италия и Франция, кстати, тоже в долгах. Если по правилам, за это давно должны были наказать. Но на бумаге остались требования еврозоны к бюджетной дисциплине. Все потому, что как печатать общие деньги, придумали - есть европейский Центробанк. А как за ними следить — про общий Минфин и налоговую - забыли. Хотя, скорее, побоялись отобрать кусок суверенитета у стран союза. И стоит теперь пойти навстречу Греции, не ясно, кто следом попросит особых условий. Равно как и наоборот: отпустить Грецию и кто следующий на выход?

"Европа уже боится, понимаете. Греция тонет. Но не всякому тонущему можно протянуть руку или дать палку. Потому что, если тот, кто дает палку или руку слаб, он понимает, что тоже может пойти на дно вместе с тонущим", - говорит профессор МГИМО Валентин Катасонов.

Долговой кризис в еврозоне решили пока тушить по-американски - залить деньгами. Включили печатный станок, скупают у банков гособлигации. Греческие — не в счет, там этим уже не поможешь. Но и успех всего мероприятия сомнителен. Опять же из-за разрыва в отдельных экономиках. Разная инфляция - разная потребность в деньгах. И нет возможности печатать столько евро, сколько тебе нужно. Поэтому эксперты считают, что сохранить евровалюту можно лишь сузив границы еврозоны. Чтобы для равных. Иначе, как тришкин кафтан, который не залатаешь.

"Еще несколько лет назад ряд экономистов дружно сказали, что единая валюта - это элемент дезинтеграции и разрушения Европы, потому что она создает противоречия и сталкивает лбами разные страны, то есть она неминуемо порождает конфликты. Как раз для того, чтобы эти конфликты прекратились, от единой валюты надо срочно отказываться, если мы, конечно, хотим, чтобы единая Европа не развалилась полностью", - сказал директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

Но один глаз на Запад, другой на Восток — там тоже поднимаются кризисные волны. На фондовом рынке Китая— гигантская распродажа. С середины июня потери больше 3-х триллионов долларов. Для сравнения: это оборот вместе взятых площадок Италии, Испании, Швеции, Голландии и России в придачу.

"Чтобы иметь деньги, люди тяжело работают. У нас нет лишнего, мы продаем даже вещи на улице. И вот теперь эти деньги пропали на бирже", - жалуется местный житель.

Это один из китайских инвесторов. Непрофессионал, и таких на рынке 80%, 40 миллионов человек как минимум. Есть представители среднего класса, но есть и те, кто не умеет читать. Все пытались заработать скупая, ладно бы на свои, часто на заемные деньги дорожающие акции. Это и называется "пузырь". И по законам рынка он, если не лопнет, то сдуется.

"Это оборотная сторона китайской политики. Государство последние годы призывало буквально каждого человека участвовать в покупке и продаже акций. И сложилось такое впечатление, что человек, как когда-то это было и в России, может заработать путем покупки и продажи без всякого опыта буквально миллионы долларов. И вот из-за непрофессионализма одних игроков и ухода других крупных игроков получился мультипликационный эффект", - объясняет руководитель школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов.

В китайских газетах призывы не паниковать. Среди чиновников — запрет на плохие прогнозы. Правительство надавило на рынок нерыночными методами. Десяткам компаний запрещено пока выпускать бумаги, тысячам брокеров — пока продавать. Ведущим домам велели скинуться в стабфонд и поддержать "голубые фишки" - акции крупнейших корпораций. И вот уже рынок опять вверх, что может успокоить домохозяек, но не обманет экспертов. Важнее внутренних фондовых индексов им сводки с глобального рынка промышленных металлов. А там цены падают, потому что спрос реальной экономики Китая снижается.

"Он падает отнюдь не так резко, как падает китайский фондовый рынок. Но, тем не менее, тенденция довольно длительная и весьма устойчивая. Пока замедление является управляемым и можно только пожелать удачи китайским монетарным властям в том, чтобы они смогли затормозить свою экономику плавно, без каких-то резких скачков и катаклизмов", - сказал экономист Сергей Хестанов.

А скачки возможны. Китай перестраивает экономику — ищет источники роста внутри страны. Экспорт уже не так доходен. Производство дорожает. И если управляемого замедления не получится, а пока борьба за ежегодные 7% роста, пострадают все - по покупательной способности Китай в мире давно первый. Для России в этом случае болезненней всего будет снижение спроса на нефть. Да и Европа со своими проблемами тоже может сократить закупку энергоносителей. А если нефть вниз, то и рубль следом. Впрочем, как в прошлом году, со 100 до 50 долларов за баррель уже не будет. Да и есть у рубля внутренняя поддержка.

"Прежде всего, у нас низкий уровень задолженности. Условно говоря, пример Греции или других европейских стран, которые не могут развивать экономику из-за огромного долга и необходимости его постоянно обслуживать, нам точно не грозит. Во-вторых, у нас все-таки сегодня по сравнению с предыдущими кризисами значительно более устойчивая ситуация в бюджете. И тот резервный фонд, и тот валютный резерв, который мы накопили, все-таки достаточен для того, чтобы прожить, перейти эти тяжелые времена", - говорит профессор РАНХиГС Константин Корищенко.

В тяжелые времена инвесторы ищут тихую гавань, уводя деньги туда, где, по крайней мере, не потеряешь — пока это доллар. Вот только в стремительно меняющейся экономической реальности вопросов больше, чем ответов. Из всех проблемных долговых точек мира эксперты, в первую очередь, называют Соединенные Штаты. Европа и Китай следом. Низкие ставки Федеральной резервной системы США позволяют пока без потерь для бюджета обслуживать гигантский государственный долг. Но рано или поздно, просто по законам рынка, ставки должны пойти вверх, и кто знает, что тогда будет с долгом и с долларом.

Читайте также: