Как распознать в россиянине врага? Советы даёт украинское Министерство информационной политики
Новые свидетельства отношения властей Украины к свободе слова опубликовали хакеры из группы "Киберберкут". Взломщики нашли в компьютерных сетях Министерства информационной политики любопытные документы. Не только полный список российских СМИ, чьим сотрудникам запрещена аккредитация на Украине, но и специальную инструкцию для силовиков: как выявить среди иностранцев журналистов. В числе признаков, к примеру, грамотная речь и наличие фотоаппарата.
Судя по новым разоблачениям, которые опубликовала хакерская группа "Киберберкут", любой человек, проезжающий на территорию Украины, и у которого, например, есть компактный рюкзак и доллары, евро или рубли, может быть принят за журналиста и депортирован. Требование Министерства информационной политики — усилить фильтрацию российских корреспондентов при въезде на Украину. Инструкция прилагается. Документ состоит из перечня неких индикаторов риска, если человек подпадает под них, его предлагается сразу же вести на допрос в СБУ. Так, судя по всему, крайне подозрительно, если у въезжающего на Украину россиянина хорошо поставлена речь и свободная манера общения. Убеждать в обратном, похоже, бесполезно.
"Индикаторы риска: бурно отрицает свое участие в работе антиукраински настроенных СМИ; целенаправленно убеждает контрольные службы в туристической или частной цели поездки, а именно для участия в официальных или торжественных мероприятиях, которые в настоящее время проводятся на Украине".
Поводом для отказа во въезде на Украину может быть и наличие техники: фотоаппарата, ноутбука, при проверке документов среди них не должно быть редакционных удостоверений, вызывать подозрения должны даже продукты в вакуумной упаковке. Видимо, украинские власти полагают, что российские редакции снабжают журналистов сухим пайком.
"Ситуация на Украине развивается немного не в том ключе, в котором хотелось бы нынешним киевским властям, и когда об этом информируется общественность, киевские власти нервничают. Именно поэтому они решили видимо организовать фильтрацию российских СМИ, которые очень объективно освещает все эти процессы негативные, которые сегодня происходят на Украине. Поэтому, конечно, альтернативного мнения боятся. Особенно когда при выражении этого альтернативного мнения появляются очень нелицеприятные факты, объективная картина гражданской войны на Украине", - поясняет директор евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
Опубликован и секретный список, который, как утверждают хакеры, СБУ передало Министерству информполитики. В этом списке (особо оговаривается, что публиковать его нельзя) российские средства массовой информации, сотрудникам которых запрещена аккредитация на Украине. Есть в перечне и Первый канал. При этом в украинский черный список попали даже западные медиагиганты - "Русская служба Би-Би-Си" и "Голос Америки". В опубликованном хакерами письме заместитель министра информационной политики Украины Татьяна Попова признается: "СБУ немного перестаралась".
"Все украинские СМИ принадлежат кому-то из олигархов, подавляющее большинство этих СМИ, но так или иначе управляемы, на олигархов можно воздействовать. На Би-Би-Си влиять невозможно, на Первый канал влиять невозможно, на канал "Россию" влиять невозможно, "Франс-24" влиять невозможно, поэтому эти журналисты неудобны", - объясняет политолог Юрий Молчанов.
Охота на российских журналистов на Украине продолжается уже больше года. В начале 2014-го на Украине еще опасались реакции на это в Европе, и поэтому Кирилла Брайнина, корреспондента Первого канала, не пустили в страну по надуманной причине - якобы недостаточно средств для проживания. Через несколько месяцев причина отказа была уже иной - так, Михаил Акинченко и еще один наш коллега не смог попасть на Украину, потому что был внесен в некий список с индексом "Д". Елене Макаровой, вынужденной чуть ли не под конвоем покинуть Украину, никаких решений вообще выдавать не стали. Зачем?
Официально Евросоюз давно не реагирует на подобные нарушения прав журналистов на Украине. Нашу коллегу сотрудники СБУ задержали прямо во время съемки репортажа о марше националистов, долго допрашивали, потом заставили собрать вещи и препроводили в аэропорт, ко всему прочему еще и отобрали редакционный автомобиль. На том же марше националистов вместе с Еленой Макаровой задержали и депортировали и нашего коллегу, корреспондента НТВ, Андрея Григорьева, его обвинили в угрозе территориальной целостности Украины и запретили въезд в страну в течение следующих 5 лет.
А произошедшее на прошлой неделе с журналистом "Первого канала", Александрой Черепниной, было похоже скорее на похищение. Корреспондент долго не отвечала на звонки, а потом выяснилось — ее задержали сотрудники украинской службы безопасности, подкараулили у подъезда дома, где она жила, отвезли на допрос, потом заставили собрать вещи и депортировали. За все это время не разрешили сделать ни одного телефонного звонка.
В своих попытках заставить замолчать российских журналистов украинские власти зашли гораздо дальше инструкции по выявлению корреспондентов на границе и депортации. За прошедший год гражданской войны в Донбассе мы потеряли четырех наших коллег. В последнее время неудовольствие официального Киева, похоже, начали вызывать и западные журналисты.
Так, в Верховную Раду, по инициативе депутата Тымчука, внесен законопроект, который ограничивает работу аккредитованных в зоне так называемой антитеррористической операции корреспондентов - имеются в виду, в первую очередь, конечно, западные журналисты - российским корреспондентам аккредитацию в АТО не выдают. Предлагается ввести обязательное согласование текстов репортажей с Министерством обороны Украины. Официальную причину такой неприкрытой цензуры в украинском эфире озвучил инициатор законопроекта.
"В Украине сложилась уникальная информация, когда СМИ волей или неволей играют роль скажем так и войсковой разведки для другой страны. Для того чтобы дать журналистам четкое понимание, какую информацию можно давать, какую нельзя, и существует этот проект", - пояснил депутат Верховной Рады Дмитрий Тымчук.
При этом, не стесняясь, тут же добавил: непонимание с украинской стороны вызывает тот факт, что иностранные журналисты называют террористические организации самопровозглашенными или непризнанными республиками, террористов - ополченцами. А тех иностранных корреспондентов, которые работают еще в ЛНР и ДНР и рассказывают о жизни на неподконтрольной Украине территориях, предлагают лишать аккредитации. Реакции Запада на такую цензуру пока не последовало.
"Я считаю, абсолютно искренне, что на Украине есть беспрецедентная свобода слова. И наша пресс-конференция - тому подтверждение", - это заявление Порошенко сделал два месяца назад. Возразить ему было некому — на пресс-конференцию неугодных корреспондентов не пустили. За год его президентства 13 журналистов убиты, десятки депортированы, десятки сидят в украинских тюрьмах за госизмену. Такая вот "беспрецедентная свобода слова".