Новая «Золушка» — спектакль, который в рамках Чеховского фестиваля показывают в Москве
Это сплетение классики и современной хореографии, в итоге привычная сказка превращается то в триллер, то в фантастику, то вновь герои предстают перед зрителем такими, какими их помнят из детских книг.
Нота за нотой под великую музыку Прокофьева на сцене рождается чудо. Мелодия будто сходит с кончиков пальцев артистов и со звоном разносится по залу. И кажется, что здесь танцуют вовсе не люди, а мечутся и порхают их оголённые души.
Хореограф Гойо Монтеро отказывается от диснеевских стереотипов и превращает историю о Золушке в психологический триллер, хладнокровно обнажая самые тёмные стороны человеческой жизни. Его Золушка лишена грации и женственности. Изоляция от людей и заточение в тесной печке превращают её в пугливого зверька.
"Для меня в "Золушке" отчётливо прослеживается тема жестокого обращения с детьми. И эти её ремни, как символ постоянного контроля. Она вечно на привязи. И чтобы дикарка превратилась в женщину - недостаточно просто надеть красивое платье и уложить волосы. Это тяжёлая психологическая работа", - говорит хореограф Гойо Монтеро (Германия).
Раздираемая страхами и сомнениями, Золушка впервые решится встать в полный рост, а стая голубей поможет ей заново научиться ходить. Артисты кордебалета то парят над сценой как птицы, то взвиваются в вихре ненависти, то рассыпаются золой у камина. Они словно передают состояние души несчастной оборванки, которую так самозабвенно играет японская балерина Саяка Кадо.
"Это очень сложная хореография, самая сложная в моей жизни. Я ведь привыкла к классическому балету. "Жизель", "Спящая красавица". А здесь совершенно другой способ существования на сцене. Режиссёр работал без преувеличения над каждым моим движением. Мы даже ходили в зоопарк и наблюдали за обезьянами и волками, чтобы потом воссоздать их пластику на сцене", - говорит балерина Саяка Кадо (Япония).
Россыпь танца, в которой современная хореография переплетается с классической. А акробатические трюки такие же воздушные и невесомые как балетные па. Здесь Мачеха и сёстры, как вороны кружат по сцене и, кажется, вот-вот заклюют, растопчут последние надежды Золушки. Нарочито манерные и грубые. В спектакле их играют мужчины. По несколько часов им наносят яркий макияж, такой же неестественный и вульгарный, как сами героини, которые ещё надеются покорить сердце принца.
Закулисье королевского бала. Десятки платьев принцесс со всего света. Каждое из них дизайнеры создавали только из лучших тканей - шёлк, шифон, кружево. Но платье Золушки среди них заметишь не сразу, оно - самое простое и скромное. А хрустальных туфелек в этой сказке не будет вообще. Режиссёр намекает: для настоящих чувств магия не нужна, ведь любовь - и есть волшебство.
Подвешенные в темноте, они танцуют, кажется, где-то на краю Вселенной. Кружась в вальсе, смотрят друг на друга, но не видят, слушают, но не слышат. Не праздник жизни - а гимн одиночеству. И только Золушке удаётся вновь зажечь огонь в глазах принца. Они растворятся друг в друге без остатка. Но после всех страданий разве можно поверить, что ты достоин счастья?
"Она не просто сбегает, а ускользает, как мираж. Найти Золушку для принца теперь вопрос жизни и смерти. Ведь в ней он увидел своё отражение. Он тоже заточён. Только не в печке, а в золотой клетке. И только в её объятиях он впервые обретает свободу", - говорит исполнитель партии Принца Макс Захриссон (Германия).
Еле живую, он достанет её из золы и пепла. И как два феникса они возродятся для новой жизни. И окажется, что быть продолжением друг друга и дышать в унисон - это не сказка. И никакая фея не смогла бы наколдовать лучше.