Минувшей ночью истек срок, когда Греция должна была погасить часть кредита МВФ
По сути, это технический дефолт. Страна разделилась на два лагеря - те, кто согласен принять условия европейских кредиторов, и те, кто поддерживает курс правительства. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас в третий раз за последние пять дней обратился к греческому народу, опроверг сообщения об отмене референдума и призвал сказать "нет" ультиматуму кредиторов.
На крайние меры государства - громкий ответ греков. У закрытых дверей банков митинг против таких каникул. Движение капитала в стране остановлено, бизнес парализован, ни один перевод невозможен. Недовольны греки и тем, что за них решили, на сколько евро в день им жить. Сейчас из банкоматов, если отстоять длинную очередь, можно снять только 60 евро в сутки.
"Мы против того, чтобы за нас решали, как нам распоряжаться нашими же деньгами. Мы их честно заработали, а теперь что?" - говорит один из жителей страны.
"Даже если у вас что-то сломалось, например, стиральная машинка - вы не можете ничего нового купить, собирайте по 60 евро в день всю сумму. Даже полный бак бензина не залить с такими ограничениями, это просто нечеловечно", - отмечает другой.
Банки правительство решило закрыть после того, как в середине июня на фоне сообщений о дефолте отток наличного капитала составил 2 миллиарда евро.
Греческие банки обещают открыть только в понедельник, после того, как закончится референдум, все это время проезд в общественном транспорте - бесплатный. Людям не хватает на еду, не то что на билеты.
"Ситуация просто критическая. Наша последняя надежда - что власти договорятся", - отмечает житель Греции.
"Мне хотелось бы, чтобы наша страна следовала по европейскому пути. Но если наша жизнь будет только ухудшаться, мы не можем оставить детям руины. Я тогда за выход из еврозоны", - говорит жительница страны.
Премьер-министр Греции обратился сегодня к нации не днем, как было запланировано, а ближе к вечеру - по информации источника в правительстве, Ципрас подождал завершения видео конференции с Еврогруппой. Сегодня Греция стала первой развитой страной, которая де факто допустила дефолт по кредитам МВФ - не выплатила 1 миллиард 600 миллионов евро. Во время сеанса связи правительство в очередной раз попросило новой финансовой помощи и при этом реструктуризации, то есть прощения части прошлого кредита. Но, судя по всему, снова получила отказ. Греческий премьер призвал народ проголосовать на воскресном референдуме против сокращения социальных выплат, в том числе пенсий, увеличения НДС и платежей за коммунальные услуги - программы реформ, которую требуют провести международные кредиторы в обмен на деньги. Ципрас уверен: отрицательное решение греков даст правительству фору на переговорах.
"В любом случае греческое правительство остается за столом переговоров. Кое-кто настаивает на том, что результат референдума связан с пребыванием Афин в еврозоне. Я хочу сказать, что, конечно, был такой тайный план, что в случае отрицательного ответа на референдуме исключить Грецию из еврозоны. Но это блеф", - заявил Алексис Ципрас.
О желании Евросоюза отстранить правящую партию Сириза от власти вне зависимости от результатов референдума пишет сегодня влиятельная "Times". Заголовок статьи - "Никакой помощи Греции пока Ципрас не уйдет". Журналисты, ссылаясь на высокопоставленного чиновника Европы, пишут, что Германия заблокирует любую сделку с нынешним греческим премьером.
При этом Ангела Меркель в своем сегодняшнем официальном выступлении была достаточно сдержана.
"Мы дождемся итогов референдума. До этого референдума ни о какой новой программе помощи не может идти речи. Дверь для переговоров с Грецией всегда была открыта, открытой и остается. Это - наш долг перед Европой и перед греческим народом", - заявила Ангела Меркель.
До референдума остается трое суток, при этом, судя по соцопросам, мнение греков меняется с каждым днем. И закрытие банков, в котором Ципрас обвинил сегодня без объяснения причин некие "крайние взгляды в Европе", играет не последнюю роль. Если до банковских каникул против соглашения с международными кредиторами выступали 57% опрошенных, то сейчас уже только 46. А тех, кто сомневается, стало значительно больше.