На московской сцене соединяют театр и мультипликацию
Британская труппа "1927" в рамках Чеховского фестиваля предложила свой вариант прочтение древнего мифа о Големе.
Что если люди так же беспомощны и лишены воли, как нарисованные герои мультфильмов? Они пытаются бежать, не понимая, что стоят на месте. На вопрос "Кто ты?" отвечают не с первой попытки. А на конвейер здесь поставлена не только работа, но и чувства.
Магический мир с вполне реальными проблемами. Английский театр "1927" привёз историю о том, как в век высоких технологий и искусственного интеллекта искусственным становится сам человек, уподобляясь бездушной машине. Причины создатели спектакля искали в древнем мифе о Големе.
"Это история о том, как человек создаёт себе слугу из глины для выполнения "чёрной работы". И если сначала Голем исполняет все приказы, то со временем он становится всё более самостоятельным. И уже непонятно, кто кому подчиняется. Так вот технологии - это Голем XXI века. Мы думаем, что они облегчают нашу жизнь, но на самом деле мы давно у них в плену", - говорит режиссёр Сьюзан Андрейд (Англия).
Здесь эстетика немого кино причудливым образом переплетается с журнальными вырезками, комиксами и анимацией. А сами актёры то ли выпали из этого мультика, то ли вот-вот станут его частью. Нелепые и смешные, с выбеленными лицами их не отличить друг от друга. Они даже говорят голосами персонажей какой-то компьютерной игры, которую раз за разом проигрывают.
Весь мир как один рекламный постер. На сцене никаких декораций - фон для динамичного действия создаёт только экран. На нём то и дело пульсируют слоганы и яркие картинки. Задавая ритм восприятия, они будто гипнотизируют зрителя.
"У нас здесь чистая математика, всё выверено до миллиметра. Шаг в сторону - и актёр выпадет из рисунка. И всё разрушится. За основу анимации я взял собственные фотографии, которые снимал в разных городах последние пять лет. Чтобы несмотря на весь этот винтаж, каждый из вас понимал: да это же про меня", - говорит художник, аниматор Пол Бэрритт (Англия).
Это вообще стиль их работы. Дотошно прорабатывать каждую секунду, каждую деталь спектакля. Например, прежде чем утвердить костюмы, режиссёр 7 раз отправляла их обратно в ателье на доработку. Три месяца по всей Англии искали актёра на главную роль. А нашли хрупкую девушку. Впрочем, на сцене её не отличить от мальчишки.
"Это абсолютно иной способ существования в спектакле. Ведь мы играем не с живым человеком, а с анимацией. И смотреть нужно не прямо на неё, а под определённым углом, создавая эффект 3D. Ведь таким способом мы оживляем картинки. И нарисованный мир выглядит реальным", - отмечает актриса Шамира Тёрнер (Англия).
Актёры этого театра уже не первый раз приезжают на Чеховский фестиваль. Два года назад они влюбили в себя московских зрителей представлением "Животные и дети занимают улицы", с которым собрали награды по всему миру. А начинала эта труппа с коротких выступлений в кабаре и на комедийных шоу - как группа разогрева к популярным артистам. Свой "Голем" они называют не спектаклем, а ударом тока. От которого ещё долго будут идти мурашки.