Сильнейшая засуха на Нижней Волге угрожает уникальной экосистеме Волго-Ахтубинской поймы
На Нижней Волге сложилась чрезвычайная ситуация межрегионального масштаба - сильнейшая засуха. После тёплой и малоснежной зимы началось жаркое лето. Волга обмелела, в прибрежных посёлках пересохли колодцы, гибнет рыба. Под угрозой исчезновения - уникальная экосистема Волго-Ахтубинской поймы.
Такой рыбалке можно было бы позавидовать - за считанные минуты больше десятка лещей и карасей пенсионер Владимир Ведмецкий достает из воды руками. Но улов не пойдет ни на сковородку, ни в кастрюлю.
"Спасаем рыбу, чтобы не вся вымерла. Если ее не спасти, то вся погибнет. Нереста не будет в этом году", - поясняет он.
На такие спасательные операции жители хутора Лещев выходят уже вторую неделю, после того как стало понятно, что паводка не будет. Снега и дождей было мало, и теперь воды в Волге на всех не хватает. Водоемы уникальной Волго-Ахтубинской поймы она не пополнит. Из-за этого там, где осенью были большие лесные озера, остались только лужи. Из них неотнерестившихся рыбу и раков люди переселяют в протоки, где еще есть вода.
То там, то здесь еще можно провалиться в ил, но озеро на глазах высыхает и превращается просто в болото. Правда, еще через несколько недель даже е лужицы, которые остались (там кружатся птицы) высохнут окончательно, и это озеро, и сотни других таких же озер в окрестностях превратятся просто в пустыню.
В нескольких десятках километров отсюда через плотину Волжской ГЭС воду сбрасывают в два раза меньше. Гибель от засухи грозит уникальному природному парку. 7,5 тысяч квадратных километров - единственный остров зелени среди полупустыни. Дубы рядом со своим домом фермер Михаил Булыгин поливал водой из скважины, но они все равно засохли. Не растет даже трава на обычно заливных лугах. А значит, людям будет нечем кормить скот.
В свои 90 лет Раиса Сабинина признается, что такой засухи еще не видела, и что делать, не представляет. В сотнях хуторов и сел – пустые колодцы, и здесь боятся, что к концу лета иссякнут даже скважины. Без полива останутся огороды и поля. Еще страшнее для жителей обезвоженных хуторов среди сухих лесов – природные пожары.
"Вот эта вода – все что у нас есть на случай пожара. Когда в 2006 году горела вся пойма, и огонь подступил к поселку, тушить было нечем. Приехали 20 пожарных машин, а воды взять было неоткуда. Озера так же были все сухие", - рассказывает жительница хутора Лещев Нина Толмачева.
Спасение "засыхающих" – дело рук самих "засыхающих". Чтобы наполнить водой из Волги озеро, из которого поливаются их участки и окрестный лес, дачники на самом большом в Европе речном острове Сарпинский прокопали 100-метровый канал.
"Единственно возможным вариантом частично минимизировать сложившуюся ситуацию остается только искусственная подкачка воды. На территории Волгоградской области на обводнение всех районов, которые оказались в сложившейся ситуации, выделяется порядка 40-45 миллионов рублей", - сообщил Виталий Сазонов, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и экологии администрации Волгоградской области.
Там, где есть насосные станции, воду пытаются закачать хотя бы в близлежащие протоки. Но, по мнению специалистов, эта дорогостояща мера позволит разве что намочить высохшую землю. Еще ниже по течению Волги, в Астраханской области, из-за нехватки воды рыба не только не пришла на нерест, но и в буквальном смысле задыхается.
"Мы находимся в 10 километрах от города. Ерик Финогеновский. Мы проехали по нему километра три, по всему ерику вдоль берегов дохлая вобла. Таких случаев за последние недели две много в Астраханской области", - рассказывает рыбак Олег Сарана.
По мнению экспертов, уже к середине июля Волга может обмелеть так, что это скажется на судоходстве, а части волгоградских водозаборов угрожает остановка. На мели - и в прямом, и в переносном смысле - могут оказаться сотни тысяч человек.