Хакер утверждает, что он перехватил управление пассажирским лайнером
Скандал в Америке: задержан хакер, который якобы перехватил штурвал самолёта, находясь на борту в качестве пассажира. Утверждается, что он подключился с помощью ноутбука к системе управления лайнером и заставил его набрать высоту. И этот случай не единственный. В Америке опубликован доклад, который, возможно, заставит поменять все правила безопасности на авиатранспорте.
Аэропорты закрыть, самолеты загнать в ангары, полеты прекратить - в сложившейся ситуации одно из немногих решений. Шуму наделал доклад Счетной палаты США. В нем говориться буквально следующее. Злоумышленник, оснащённый одним только ноутбуком, может перехватить пилотирование самолётом, управлять системами предупреждения и навигационным оборудованием. Специалисты считают, что это возможно.
"Эти системы изначально сконструированы без учета требований безопасности. Проходит информация от двигателя, от шасси, от закрылок. Все это стекается на компьютеры пилота и одновременно оказывается доступен всем другим посетителям самолета", - говорит главный антивирусный эксперт лаборатории Касперского Александр Гостев.
Гражданская авиация уходит от традиционных радарных систем. Их сменят цифровые. И как не парадоксально, но чем современнее технологии, чем сильнее компьютеризирован процесс, тем проще злоумышленникам поставить под удар жизни пассажиров. Современные самолеты все больше связаны с Интернетом, что может привести к несанкционированному удаленному доступу. Хакеры уже могут влезть в мозг воздушного судна с помощью обыкновенного смартфона.
Специалист по компьютерной безопасности Хьюго Тесо утверждает, что смог на виртуальной модели полностью захватить бортовой компьютер, изменить курс полета воздушного судна, температуру на борту и включить бортовые огни.
На каждом самолете — десятки километров кабелей. По ним от головного компьютера электрические сигналы подаются ко всем узлам и агрегатам. Отключи мозг - и эти провода превратятся в обыкновенные веревки. Чуть больше года назад борт, следовавший по маршруту Куала-Лумпур — Пекин, исчез при непонятных обстоятельствах. Самолет пропал с радаров через час после взлёта. На борту были внезапно выключены все системы связи. Возможно, очень мощный удар молнии, взрыв на борту, а может быть, и хакерская атака.
"Самое сложное в таких ситуациях заключается в том, чтобы пилоты вовремя поняли, что происходит что-то неладное, отключили автопилот и начали управлять самолетам в ручном режиме, чтобы не произошло какой-то трагедии", - отмечает эксперт по кибербезопасности Юрий Гольцев.
Летящий самолет 1-2 раза в секунду посылает на землю и другим бортам примитивный радиосигнал, персональные данные и координаты. Радиоканал не защищен - информацию может принять кто угодно. И нет никакой гарантии, что ее нельзя подменить.
"Радиолюбители невысоко класса могут посылать сигналы, иммитирующие полет самолета. Невозможно отличить истинный сигнал от ложного. Таким образом, в воздухе получается якобы большое количество самолетов - истиных и ложных, и уворачиваясь от ложного, можно попасть под истиный", - говорит начальник подразделения НИИ авиационных систем Эдуард Фальков.
Что бы не сделал киберпреступник, находящийся на борту, ему противостоит тот самый человеческом фактор, пилот, который в нештатной ситуации примет решение, не советуясь с электроникой.
"Выйти на другой уровень управления самолетом. Не от компьютера - это высший уровень, не от автопилота - это второй уровень, а просто взять в руки штурвал и управлять самолетом. Есть самолет, есть пилот, есть работающие двигатели - этого вполне достаточно, чтобы самолет летел", - говорит заслуженный пилот России Виктор Сажений.
Возможность нештатной ситуации все равно остается. И пока не произошло революции в средствах защиты авиационных компьютерных систем, правила безопасности для пассажиров могут измениться с учетом новых угроз. Вполне возможно, что ноутбук и средства связи пассажиру придется сдавать в багаж. В них, как выясняется, больше опасности для полета, чем в бутылке воды и маникюрных ножницах.